Троице-Сергиева лавра, монастырь, основанный в XIV-м веке преподобным Сергием Радонежским, часто становился местом действия и развития событий литературных произведений — рассказов, очерков, повестей. К примеру, у одного только Ивана Шмелёва текстов, посвящённых лавре, сразу несколько: «Богомолье», «У старца Варнавы», «Куликово поле». Они известны, и год от года переиздаются. Однако есть произведения о Троице-Сергиевой лавре, которые вышли когда-то, и с тех пор не публиковались, много лет оставаясь незаслуженно забытыми и недоступными широкому кругу читателей. Исправить несправедливость решила кандидат филологических наук, старший научный сотрудник и профессор Российской академии естествознания, Екатерина Суровцева. Она составила сборник литературных текстов под названием «Троице-Сергиева лавра в русской культуре».
В книгу вошли документально-художественные произведения, созданные в XIX–XX веках. Это «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице» писателя и историка Николая Карамзина 1802 года, «Путеводитель по Троице-Сергиевой лавре» археолога, этнографа и искусствоведа Ивана Снегирёва 1868 года. Сразу три произведения о Троицкой лавре православного духовного писателя и историка церкви, путешественника Андрея Муравьёва 1836 и 1840 годов. И, наконец, рассказы о Троице-Сергиевой лавре, написанные уже в советский период: очерк «Девятая ель» Михаила Пришвина, единственный раз опубликованный в 1930-м. И в том же году изданный рассказ Александра Куприна «У Троице-Сергия».
Вместе с Карамзиным мы проделаем большое путешествие: по пути в лавру не раз свернём с прямой дороги, чтобы, например, заехать в село Тайнинское, куда на соколиную охоту выезжал царь Алексей Михайлович. Увидим, как живут крестьяне в селе Пушкино — «не в избах, а в красивых домиках, не хуже самых богатых поселян в Англии и других европейских землях», — по замечанию Карамзина. А вёрст за семь от Троицы остановимся, и дух захватит от открывшейся картины: среди зелени лесов засияют золотые главы лаврских церквей вокруг огромной колокольни, подобной величественной свече. Писатель Андрей Муравьёв поразит воображение читателя яркими художественными образами Троице-Сергиевой обители. Вот, например, как описывает он своё прибытие в монастырь: «Летняя ночь осенила лавру и сквозь прозрачный сумрак, еще в большем величии, возвышались древние соборы и башни. Все засыпало в лавре после долгого всенощного бдения; еще быть может иные старцы стояли на молитве в келиях. Я ходил уединённо, и наслаждался картиною ночи».
А вот Михаил Пришвин пишет словно уже о совсем другой лавре. Закрытой, поруганной безбожниками-большевиками, в кельях которой вместо монахов — уголовники, бродяги, преступники. В 20-е годы на территории монастыря располагалась исправительная коммуна имени... террориста Ивана Каляева, убийцы великого князя Сергея Александровича Романова. В это страшное время Пришвин приехал в лавру, чтобы помолиться у могилы православного философа Константина Леонтьева, в постриге — монаха Климента. Отыскать место его упокоения в Черниговском скиту Лавры оказалось непросто: скитское кладбище «коммунары» превратили в увеселительный парк...
Сборник «Троице-Сергиева Лавра в русской культуре» откроет перед нами разные страницы истории великого монастыря — чудесной святыни земли Русской. И как бы далеко от Троицы-Сергия ни жил читатель, свет лавры затеплится в его сердце.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России