В библейской книге Бытия можно прочитать о том, как Господь, сотворив человека, отдал ему в подчинение природу и животных. Поэтому тот, кто любит Бога, любит и Его творение. Недаром святые люди во все времена с любовью и состраданием относились к братьям нашим меньшим. В Притчах Соломоновых говорится: «Праведный печётся и о жизни скота своего».
Преподобный Силуан Афонский наставлял: «Дух Божий учит душу любить всё живое». О зверях, упомянутых в Священном писании и житиях подвижников рассказывает книга священника Константина Буфеева «Животные рядом со святыми». Предисловие к изданию написал главный редактор издательства Троице-Сергиевой Лавры, архимандрит Алипий (Кастальский). Он называет отношение человека к животным своеобразным отражением состояния души. Книга, по его мнению, должна напомнить читателям: милость к братьям нашим меньшим необходима нам, чтобы оставаться людьми.
В сборнике мы найдём множество примеров того, как звери взаимодействовали со святыми. Составитель, священник Константин Буфеев, приводит цитаты из житий. Узнаем, например, что порой животные вместе с мучениками принимали смерть за Христа. Так, в житии великомученика Пантелеимона рассказывается, как святой отказался принести жертву языческим богам, и за это его бросили на съедение диким зверя́м. Но животные не растерзали святого, а... кротко прижались к его ногам. Пантелеимон гладил зверей, и каждый из них хотел, чтобы рука мученика коснулась его. При виде такого чуда, собравшийся народ воскликнул: «Велик Бог христианский!» Тогда языческий царь в гневе приказал казнить всех, уверовавших во Христа, и убить животных. А мученик воскликнул: «Слава Тебе, Христе Боже, что не только люди, но звери умирают за Тебя!»
Бывало, животные постились вместе со святыми. Одно из самых древних таких свидетельств содержится в ветхозаветной книге пророка Ионы. Когда пророк сообщил жителям столицы ассирийского государства Ниневии о том, что город ждёт разрушение и истребление, царь возложил пост на всех его жителей — от человека до зверя: Вот как об этом говорится в Писании: «Чтобы ни люди, ни скот, ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и крепко вопияли к Богу».
Разумеется, святые проявляли к животным жалость и милосердие. Спасали от охотников, лечили. Рассказы об этом тоже есть в книге Константина Буфеева «Животные рядом со святыми». Многим, наверное, известна история преподобного Герасима Иорданского. Старец жил в пустыне, и однажды встретил израненного льва. Святой выходил его, и грозный царь зверей стал служить старцу. После кончины Герасима лев постоянно приходил к нему на могилу. А когда животное умерло, его похоронили рядом. На иконах преподобного Герасима Иорданского принято изображать рядом со львом.
Бережное отношение ко всей живой твари, бесспорно, является добродетелью, — подчёркивает составитель сборника Константин Буфеев. Однако при этом напоминает, что привязанность к животным ни в коем случае не должна затмевать Бога. Примеры именно такой, наполненной Богом любви и заботы о братьях наших меньших, ждут нас на страницах книги «Животные рядом со святыми».
Все выпуски программы Литературный навигатор
- Протоиерей Олег Врона. «Мои Пюхтицы и приходские рассказы»
- Константин Буфеев. «Животные рядом со святыми»
- «Христов братец»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Посвящение Богу. Ольга Кутанина
Для меня как мамы пяти детей было загадкой, как сохранить мир в душе, когда нужно переделать столько дел? Как избежать бессмысленной суеты и недовольства собой?
Наступает утро. Самое время почитать в тишине утреннее правило, подготовиться достойно к новому дню. Но какая там вдумчивая молитва, когда младшие дети уже проснулись и делят железную дорогу! Меня всегда удивляло, что поднимает их в такую рань? Летом понятно, солнце. А зимой? За окном ещё тьма непроглядная, одни фонари освещают белый, выпавший за ночь снег. А они уже подскочили. И строят что-то, строят. Города из кубиков, дороги, станции.
Завтрак надо готовить. И телефон выдаёт кучу напоминаний о визитах к врачам на текущий день.
Дальше — больше. С дошкольниками занятия дома: обучение чтению, логопедические тренировки. Потом прогулка, походы в кружки. Школьника, что помладше, надо после уроков встретить. Старшие придут попозже, сами.
Может, с домашней работой надо помочь? Может, кому-то из дочек сегодня предстоит стрижка? Ну, что ж, мама и репетитором, и парикмахером может побыть. Это даже интересно.
А почитать вслух? Как без этого? Если же детям разного возраста разные книги интересны, то тут уж несколько сессий чтения вслух за день: каждому своё.
Остаются, кроме прочего, всякие готовки, уборки, стирки, да мало ли ещё чего! Помню, я, как экономист, рисовала матрицы важного — неважного и срочного — несрочного, училась оптимизировать день. Но сколько бы я ни сделала, мне всё казалось мало. Внутри было недовольство собой и раздражение. Какой уж там мир в душе! А к вечеру подступало чувство, что я пропустила что-то важное.
Мне казалось, что мои труды, удел Марфы, не так угодны Богу, как собранная молитва, присущая Марии. Вот помолиться, не отвлекаясь, почитать духовную литературу — это дело! Но где взять время? «В монастыре у монахов времени на молитву достаточно», — думала я. — «Забот там не так много».
И вот, однажды мы сели смотреть фильм про древний северный монастырь. Я была удивлена тем, сколько трудов у монахов! Но больше всего меня поразило, как выполняли монахи свои послушания. Один несёт воду из родника аккуратно, сосредоточенно, словно в его ведре не обычная вода, а святыня. Другой готовит для братии обед, раскладывает листья салата и помидоры по многочисленным тарелкам, а кажется, что он совершает какое-то таинство: так вдохновенно и серьёзно его лицо. Третий внимательно читает отрывки из житий святых во время общей трапезы.
Братья трудились с усердием, с молитвой, будто любое послушание имело огромное значение. Тогда я поняла, что и в жизни нет труда, который был бы пустым или незначительным. Всё, что делается для Бога, непременно наполняется смыслом, обретает какое-то надмирное значение.
Так и моё действие, пусть даже самое простое, имеет духовный смысл, если я совершаю его с любовью к ближнему и памятуя о Боге.
С тех пор заботы мои никуда не исчезли, все они остались при мне. Но теперь для меня не главное сделать что-то высокое, особенное. Теперь для меня важно делать свои обычные повседневные дела. Но совершать их с молитвой, и посвящать их Богу.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
12 декабря. О Христе как краеугольном камне нашего спасения
В 20-й главе Евангелия от Луки есть слова о камне, который отвергли строители: «Всякий, кто упадёт на тот камень, разобьется, а на кого он упадёт, того раздавит».
О Христе как краеугольном камне нашего спасения — протоиерей Максим Горожанкин.
Учителя иудейские столетиями отвергали пророков Божьих, убивали их, гнали. И вот приходит сам Господь, который говорит, что «Я камень, но если Я вам неудобен, то вы разобьетесь и умрете, потому что если Бога не принимаешь, если не становишься каменным в вере, то каменеешь сам». И вот об этом говорит Христос и от этого предостерегает своих слушателей и нас с вами.
Что же это за камень, который отвергают строители? Этот камень — это Христова любовь. Если человек ее отвергает, то прегрешает и погибает. Если же человек начинает на этом благом камне строить свою духовную жизнь, то этот камень веры становится фундаментом любви. И дай Господь, чтобы эти камни были кирпичиками нашей духовной жизни, а не тем, обо что мы спотыкаемся, падая в неверие и сомнения. А те камни жизненных испытаний, которые падают у нас сверху, мы также должны отражать верой, надеждой и любовью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О христианах как Божьих избранниках
Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению».
О христианах как Божьих избранниках — священник Николай Дубинин.
В Новом Завете неоднократно говорится, что христиане избраны Богом. Это не значит, что Бог кому-то предпочел нас. Это не значит, что Бог как-то выбирает. Избранничество — это скорее честь и ответственность, к которой не все готовы.
Вот в большой семье есть дети, которые готовы быть ответственными, помогать родителям, выполнять домашние задания. Ну а есть дети помладше или просто неосознанно, которые это не способны подъять. Они живут в другом режиме. Конечно, родители любят одинаково всех, но то, как проявляет себя ребенок, как он это чувствует, как он любит в ответ своих родителей, вот что главное.
Поэтому апостол Павел под избранничеством имеет в виду ту ответную любовь, которую мы должны иметь, и ответственность, и любовь к Богу. Вот тебя Господь призвал в Царство Божие, за тебя Господь на кресте искупление совершил, и ты в ответ Бога люби, и ты делай что-то для своего спасения. Господь уже все сделал, вплоть до того, что на крест взошел. Так и ты подражай своему учителю. Пусть для тебя это будет тоже величайшим делом всей твоей жизни, служить и любить Бога в ответ.
Все выпуски программы Актуальная тема