Николай Чудотворец святой, которого я знала с детства. Главным правилом перед любой поездкой для меня всегда было — попросить помощи святителя.
Это прочно вошло в жизнь. Первый тропарь, который вспоминаю в начале пути — святому Николаю Угоднику.
А что, если его можно было бы встретить в пути? Ведь есть же истории, когда Луку Крымского видели в реанимации, а Ксенюшку Петербургскую — возле её часовенки. Я размышляла об этом порой, а однажды подруга Аня рассказала свою историю такой встречи.
Она недавно уверовала в Господа, воцерковилась. И вера ее была детской и горячей. Но святых она тогда почти не знала. Я поделилась с ней своими размышлениями о встрече со святыми, а Аня говорит — «у меня было такое»!
И начала свой рассказ:
Собралась я как-то на машине в один старинный монастырь. Как водится, помолилась и отправилась. Ехать несколько часов. В самом начале пути на оживленном шоссе увидела голосовавшего старичка. Выглядел он как бездомный — одежда изношена, из-под рваной шапки торчали седые кудри, на ногах — огромные грязные ботинки.
Все машины неслись мимо. Я тоже было промчалась, но совесть обличала — за окном промозглая осень, он одет кое-как, вероятность, что его подвезут, очень мала. А ты не на работу опаздываешь. При первой же возможности развернулась. Подъехала к этому старичку. Открыла ему переднюю дверь, предложила:
— Садитесь!
— Деточка, ты посмотри, какой я грязный, всю твою чистенькую машинку собой испачкаю. Салон вон какой светленький.
— Ничего, дедуль.
— Милая, так я ж пахну плохо.
— Ничего страшного. Не переживайте, садитесь.
— Тогда я лучше назад сяду.
— Как вам удобно.
Он сел на заднее сиденье, по диагонали от меня. Так, что в зеркале заднего вида отражались его глаза. На фоне потемневшей, видимо от грязи кожи, они казались какими-то особенно ясными. И буквально светились добротой.
Машина мгновенно наполнилась неприятным запахом. Несмотря на холод за окном, я приоткрыла окна.
А дедушка стал благодарить. Говорит:
— Давно стою, озяб уже.
— Я включила подогрев сиденья, сейчас потеплее станет.
Он молчал и улыбался. А я все смотрела украдкой на его глаза, отражавшиеся в зеркале заднего вида.
Мы проехали всего ничего, и вдруг он попросил его высадить.
— Как? Уже? Да тут же лес кругом, куда здесь идти?
— Нет-нет, деточка, мне именно здесь надо. Как тебя зовут, милая? Помолюсь о тебе.
— Анна. А Вас, дедушка, как звать?
— А меня Николай.
Выходя из машины, он почему-то сказал: «Ну, увидимся, может, ещё».
Я подумала, как странно — где нам встречаться-то?
В общем, высадила его и поехала дальше. Но впечатления от встречи никак меня не отпускали. Всё взгляд его тёплый, ласковый воспоминала.
Добралась до обители благополучно, хотя в конце пути начался страшный ливень. Дворники на лобовом стекле не справлялись с потоками воды. Слава Богу, доехала — подумала я.
Сразу зашла в храм. Уже сумерки были, а в храме светло от свечей, тепло, уютно. Брожу от иконы к иконе незнакомых святых. И вдруг вижу знакомые глаза на меня с иконы глядят. Мурашки пробежали по телу.
Рядом девушка чистила подсвечник. Обратилась к ней: «Извините, не подскажете, кто этот святой?». Она ответила: «Николай Чудотворец. Он путешествующих бережёт. Ему в поездках молятся».
Я стояла перед иконой святого Николая, а, казалось, что с образа на меня глядит мой попутчик. Тоже Николай. Который пообещал ещё встретиться.
И я подумала: в Евангелии от Матфея мы читаем: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня».
Так просто и так сложно — увидеть нуждающегося в нашей помощи и не отказать ему. Не обратить внимания на внешнее, а заметить внутренний свет. Не проглядеть святого в нищем, а Христа — в любом человеке.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова