В 1991-м году, после более чем полувекового отсутствия на родине, в отечество вернулся один престарелый русский священник. Имя его было тогда почти неизвестно: протопресвитер Александр Киселёв. Впрочем, те из наших верующих сограждан, кому в советские годы удавалось добывать редкие русские книги, изданные за границей, — так называемый «тамиздат» — знали печатные труды этого батюшки. Между серединой 1970-х и концом 1980-х годов он выпустил в Нью-Йорке исследования — «Что надо знать, сохранить, донести», «Пути России». Самой же первой книгой отца Александра Киселёва, выпущенной в Америке, стал труд «Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории». В нашей стране эта книга вышла на следующий год после возвращения священника-эмигранта на родину — в 1992-м году, вышла в серии «Жизнь во Христе». На рубеже веков её переиздали.
Памяти русского пастыря и его заветной книги «Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории», — я и хочу поклониться сегодня с помощью нашей «Закладки».
«Иногда мы не смеем обращаться к Богу. Наша греховность кажется нам страшной стеной между Ним и нами. А если душа наша истерзана неутешным страданием, нам близко чувство ропота, вера наша колеблется, и мы не можем, не смеем молиться Ему так, как молимся в минуту умиления, в часы спокойной сознательной веры. И вот в эти дни сомнения, тоски и горя мы находим благую Утешительницу в Матери Божией. Её мы не боимся! Мы знаем, что Её тихая святыня не отвернётся от нас, в каких бы язвах, в каких бы позорных пропастях мы к Ней ни пришли. Мы не видали Её. Но мы знаем и чувствуем, безошибочным внутренним чувством, что часто, часто задумчивый и заботливый взор чудной Матери-Девы останавливается на нас».
Фрагмент из книги протопресвитера Александра Киселёва «Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории» нам читал Сергей Агапов. Этот воистину сыновний монолог священника мы взяли из страниц, завершающих его труд. Маленькая главка в конце издания названа просто и коротко: «Богоматерь».
Мало кто знает, что отец Александр Киселёв был последним человеком на земле, который к Святейшему патриарху Алексию II обращался «на ты». Просто перед тем, как Эстония утратила свою независимость, батюшка успел послужить настоятелем Николаевской церкви в Таллине, в алтаре этого храма прислуживал отрок Алексей Ридигер.
Прошло очень много лет, и они снова встретились: сначала за границей, а потом и здесь, на родной земле, когда по приглашению Патриарха Алексия II отец Александр вместе со своей верной матушкой переехал в Москву. Им нашли небольшое помещение в Донском монастыре, где они мирно прожили свои оставшиеся годы.
Отец Александр отошёл к Господу 3 октября 2001-го года. Ему шёл уже десятый десяток лет. В тот же день Святейший Патриарх Алексий совершил панихиду в Малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери в Донском мужском монастыре по новопреставленному протопресвитеру...
С вами был Павел Крючков, и давайте на прощание послушаем — в чтении Сергея Агапова — ещё один фрагмент из удивительной, доходящей до самого сердца книги — «Чудотворные иконы Божией матери в русской истории»...
«...Не страхом, не угрозами, а любовью, одною любовью и безграничным милосердием ведет людей ко Христу Богоматерь. Она жалеет человечество каким-то жгучим, всё прощающим состраданием. Она принимает на Свои руки людей, которым, по-видимому, уже нет возврата к благой жизни.
Повествование об иконах Богоматери — это повесть о милосердии Пречистой Девы к усыновлённому Ей на кресте человечеству, это — сказания о посещении Царицей Небес земных людей. И читая их, чувствуешь связь земного и небесного, и оживает в душе вера».
Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии
Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке. В четвертом веке стараниями святой Нины христианство стало государственной религией.
Грузинская Церковь имеет множество древних и самобытных традиций. Некоторые из них существуют с древних времен, некоторые — возникли относительно недавно, но также полюбились православным грузинам и прочно вошли в церковную жизнь. Ярким примером гармоничного сосуществования древних и новых церковных традиций в Грузии является праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресение.
В Грузинской Церкви Вербное воскресение именуется бзоба. Такое название возникло благодаря определенному виду растения. Если в России в день Входа Господня в Иерусалим принято приходить в храм с веточкой вербы, то грузины приносят с собой бзу или иначе колхидский самшит. Колхидский самшит — это вечнозеленое растение, кустарник с плотными овальными листьями. Самшит иначе именуется кавказской пальмой. Во время Входа в Иерусалим люди встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках. В России пальма не растет, ее заменила верба. Православные грузины приносят на праздник с собой в храм свой вид пальмы — самшит.
Недавно данная традиция оказалась на грани исчезновения. Колхидский самшит из-за климатических изменений, а также активизации паразита «Самшитовой огнёвки» стал исчезать и был занесен в красную книгу растений. Патриарх-Католикос Грузии Илия 2-ой, узнав об этом, благословил приносить в храм на праздник Бзоба ветви самшита только тем грузинам, которые посадили куст самшита рядом с домом. Тому же, кто этого сделать не успел, ветку самшита дают непосредственно в храме во время праздничного богослужения. Накануне службы храмовые работники бережно срезают ветви самшита в специальных питомниках и делают это с разрешения экологов.
Обычно в день Бзобы рядом с большими храмами и монастырями проходят ярмарки саженцев бзы — самшита. Каждый желающий может купить саженец и посадить его рядом с домом, тем самым не дав знаменитому растению окончательно исчезнуть. Таким образом, в Грузии сегодня стремятся сохранить древнюю церковную традицию и улучшить состояние природной среды.
Еще одна традиция Бзобы связана с историей грузинского языка. Накануне Вербного воскресенья празднуется Лазарева суббота, день, когда Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, друга Иисуса Христа. По благословению Патриарха-Католикоса Илии 2-го с 1985 года Лазарева суббота считается днем грузинского языка. По словам Патриарха Илии, грузинский язык много раз оказывался на грани исчезновения, но всегда возрождался, воскресал подобно Лазарю и по милости Божией продолжает существовать.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.