Начиная свой церковный путь, я частенько попадала в неожиданные для меня ситуации. Правда, обычно они оказывались не случайными — Господь всё устраивал во благо.
В первый раз на службе от начала до конца я пробыла, можно сказать, невольно. Получив инвалидность после серьёзной травмы позвоночника, я носила особый корсет, перемещалась с большой осторожностью и уж точно подумать не могла о длительном пребывании в храме.
Но вот наступила долгожданная Пасха Христова. Воскресная и наверняка многолюдная служба казалась мне не по силам. Я решила доехать до храма хотя бы в понедельник, хотя бы к вечеру, чтобы миновать утреннего часа пик в метро. Выбрала Елоховский Богоявленский собор. «Он вон какой большой, уж в нём-то меня точно не затолкают, — подумала я, — побуду немножко, послушаю праздничные песнопения, порадуюсь, да и поеду потихоньку домой».
Перед вечерней успела купить красные пасхальные свечи и зажечь их у Казанской иконы Божией Матери и у мощей святителя Алексия Московского — святынь этого храма, про которые заранее прочитала. А потом присела на скамейке напротив ещё одной иконы Богородицы. Очень она мне по сердцу пришлась. Оказалось, что это меня Владимирская обогрела и взяла под Свой Покров, не даром же мои именины совпадают с Её праздником.
И так мне стало хорошо, так тепло и умилительно, что я и не заметила, как собор наполнился людьми.
Раздался возглас, возвестивший начало богослужения. Я неуверенно попыталась встать, но меня остановила сидевшая рядом пожилая прихожанка. Похоже, женским сердцем почувствовала мою немощь.
— Сиди, дочка. Не переживай, больным можно. Народу-то вон сколько, да и ещё прибывает. Всем хочется с Патриархом похристосоваться!
Вот в чём дело! Я, придя в кафедральный собор, сама того не ведая, попала на патриаршую службу! Это и сейчас, спустя много лет, для меня большое событие. А тогда начинающая христианка Елена вообще не смела поверить в такое счастье.
Надо признаться, сначала я заволновалась. Стало совершенно очевидным, что моим планам уйти пораньше сбыться не суждено. «Пришедших на службу так много, что вряд ли я смогу пробраться к выходу, — переживала я. — Выдержу ли?»
Но очень скоро всеобщая радость и воодушевление охватили и моё существо. Я даже время от времени тихонечко подпевала хору вместе со стоящими рядом верующими, хотя ну ничего ещё в церковном пении не смыслила. И не имело значения, что со своего местечка, в полном смысле слова зажатая со всех сторон, я не видела богослужения. Слышала-то хорошо!
Служба прошла радостно и быстро.
— А теперь, милая, пойдём к Патриарху, — улыбаясь, позвала меня моя любезная соседка.
Только что спокойное людское море всколыхнулось, превратилось в волну, которая подхватила и нас. Покинуть храм мы могли лишь одним путём, со всеми вместе. Стоявший напротив открытых Царских врат Святейший Патриарх Алексий II каждого приветствовал пасхальным «Христос воскресе» и вручал ярко-красное яйцо.
Аккуратно, как драгоценный дар, везла я домой самое красивое пасхальное яйцо в моей жизни. Забыв о сломанном позвоночнике и не чувствуя усталости. И ещё не догадываясь о всех, порой таких неожиданных, духовных дарах, которые уготовал мне Господь в церковной жизни, начавшейся с Пасхальной Патриаршей службы.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.