В конце года мы с активистами нашего прихода готовились к престольному празднику обители. Суета, движение, многие задачи приходилось решать в ускоренном темпе. В какой-то момент я почувствовала сильную боль в ноге. Так, что не могла на неё даже наступать. В перерыве отпросилась, поехала в травмпункт к врачу. Он рекомендовал соблюдать постельный режим и дать покой ноге на 3 недели, в противном случае придётся накладывать гипс.
«Что же это за наказание накануне праздника? Неужели Бог не видит, что мне совершенно нельзя сейчас болеть? Я — ответственное лицо. Столько дел обещала сделать: концерт подготовить, артистов собрать, вступительное слово сказать».
Отдохну, когда всё сделаю — решила я и продолжила дальше работать. О моей травме узнали коллеги и предложили взять все мои задачи на себя. Я наотрез отказалась. Праздник прошёл хорошо.
На радостях я назначила ещё несколько встреч по работе. Спешила всё поскорее успеть. Боль в ноге не унималась. Но я продолжала игнорировать рекомендации врачей. Оправдывала себя так: «Бог же видит, что я для людей стараюсь. Богоугодные дела делаю. Сейчас ещё немного поделаю, потом всё пройдёт!». И с таким девизом продолжила хвататься за все привычные повседневные дела: пошла в магазин, зашла в пункт выдачи за посылкой, навестила соседку.
Под конец дня боль настолько усилилась, что не оставила вариантов. Пришлось вернуться домой и просто лечь. Наконец послушать рекомендации врачей. Остановиться. Так в доме наступила тишина. Я молча смотрела в потолок. Задумалась: «Возможно у Бога какие-то иные планы на меня, только я их пока не понимаю?».
Так прошла одна неделя, вторая, затем и третья. Дома. Без подвигов, как говориться. За это время у меня заметно сменился темп жизни. Я перестала спешить. В моём графике нашлось время для чтения молитв, которые раньше по лености я частенько пропускала.
И вот, как-то утром, читая правило, я впервые обратила внимание на такие слова молитвы: «Избавь меня от всякого злого дела и диавольского поспешения». О чем же здесь говорится? Неужели о той торопливости, которая мне присуща? Стала изучать, что говорят святые отцы и священники о так называемом «дьявольском поспешении». И нашла для себя ответ: «Размеренность, отсутствие спешки — признак того, что человек во всем видит Промысел Божий, во всем полагается на Бога. Тогда как постоянная торопливость, спешка и суета, как свойство личности, указывает на пустоту в душе: если человеку некуда торопиться, то он будет искать, куда ему спешить, будет устраивать себе и всем вокруг стрессы, потому что боится этой пустоты. Заполняет её суетой. Святые отцы говорили: во всем должна быть золотая середина — не медлить, но и не спешить, все делать размерено, только тогда человек обретет душевное равновесие».
Так может быть эта травма для меня не наказание от Бога, а шанс для исправления? Возможно это был единственный вариант остановить меня и обратить внимание на то, что я упорно отказывалась замечать — грех поспешения. Ведь половину моих дел можно было спокойно делегировать другим людям, оставшуюся половину равномерно распределить на большее колличество дней, без суеты. Но моя гордыня не согласилась. Хотелось быть везде сразу и побыстрей.
И только сейчас в этой молитвенной тишине я начинаю понимать, как важно в жизни уметь делать паузу, чтобы не терять духовного равновесие.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов
Деян., 19 зач., VIII, 18-25.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Как повествует предание, антихрист, злобный правитель последних времён, будет внешне похож на Христа. Ведь слово «антихрист» переводится на русский не как «против Христа», а как «вместо Христа». Тёмные двойники встречаются на страницах Библии регулярно. Об одном из них мы с вами сейчас узнаем, вникнув в слова отрывка из 8-й главы книги Деяний святых апостолов. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 8.
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего;
23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.
25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.
Доппельгангер — так обычно именуют литературоведы тёмных двойников главных персонажей повествования. Тут можно вспомнить и Тень Шварца, и Чёрного человека Есенина, Боба — героя сериала «Твин пикс» Дэвида Линча. А мы только что столкнулись не с выдуманным, а реальным доппельгангером апостола Симона-Петра. Этого человека тоже звали Симон.
Носил он прозвище «волхв» (то есть маг, колдун) и зарабатывал на жизнь, совершая ложные чудеса. Он за деньги поражал воображение современников различными искусными фокусами. Симон жил в Самарии — области к северу от Иудеи — и стал вместе со многими другими местными обитателями свидетелем проповеди диакона Филиппа.
Поражённый могуществом Божиим, волхв даже крестился от рук святого. Но не для того, чтобы стать искренним христианином, а чтобы открыть для себя новые области и возможности для заработка. Когда в город Симона пришли апостолы Пётр и Иоанн и начали возлагать на людей руки, совершая исцеления, Волхв решил купить у учеников Христовых чудесные способности. На взятку он не поскупился, предполагая, что все затраты отобьются в будущем.
Апостолы отказались от денег, указали на греховность стремлений Симона — ведь сами они никогда не делали благодать Божию средством заработка. Ученики Христовы служили Богу и людям искренне и бескорыстно. И, если брали пожертвования, то только в особых случаях. Как, например, апостол Павел получал деньги только от христиан города Филиппы, потому что эти люди жертвовали от чистого сердца, искренне благодаря Павла за его труды и ничего не прося в ответ.
Но вернемся к чтению. Итак, один Симон (Божий) обличил другого Симона, служителя страстей. Волхв, как кажется, покаялся, но членом Церкви так и не стал. Посчитал, видимо, что это может повредить его привычной работе. Имя Симона Волхва закрепилось в церковной истории самым печальным образом. В честь этого человека был назван тяжкий грех — симония, то есть покупка благодати Святого Духа. В первую очередь, речь идёт о рукоположении или поставлении на церковную должность за деньги.
Но проявлением симонии также является любое совершение таинств и обрядов по корыстным соображениям, а не ради спасения человеческой души. Симония карается церковными законами (канонами) самым тяжёлым образом. Но это, к сожалению, в последующей истории не останавливало желавших торговать благодатью Святого Духа. Можно вспомнить тяжелейшие периоды существования Римской, Константинопольской церквей. В Русской Церкви о недопустимости симонии предупреждал Владимирский собор 13 века. Каждый православный священник должен помнить об опасности симонии. Ведь этот грех неминуемо приведёт к отпадению от Церкви. Не остался в Церкви Симон Волхв. Не будет в ней и места для того, кто последует его примеру, превратившись из истинного пастыря Церкви в его тёмного двойника.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«В первую очередь нам нужно любить Бога, ведь Он для этой временной жизни подарил нам такую большую, удобную землю»
Равноапостольный Косма Этолийский проповедовал христианство народам Восточной Европы во второй половине 18 века. Это был период Османского владычества. Просветительскую деятельность монах Косма вёл в наиболее проблемных регионах, там, где шёл массовый переход православного населения в ислам. Миссионер сталкивался с непониманием и враждебностью местных жителей. Где-то его побивали камнями, где-то изгоняли из села. Проповедник осознавал, что люди, которые десятилетиями не ходили в церковь, не слышали слов Священного Писания, не могут сразу воспринять учение Христа. Но не унывал и продолжал искать к ним подход. В течение двух лет Балканы стали его аудиторией. Равноапостольный Косма Этолийский так говорил своей пастве:
«В первую очередь нам нужно любить Бога, ведь Он для этой временной жизни подарил нам такую большую, удобную землю. А что мы должны взамен? Ничего. Всё Бог дал нам даром. При том, что мы согрешаем тысячу раз в час, Он, как отец, нас милует. Ждёт, что раскаемся, прекратим совершать беззакония и начнём творить добро».
Все выпуски программы Слова Святых
«Всякий человек, стоящий у великого дела, должен быть призван свыше»
Заслуги святителя Луки Крымского в области хирургии имели общемировое значение. Будучи архиепископом, он продолжал оперировать. Многие врачи и студенты мединститута стремились увидеть его работу своими глазами. Шли разговоры, что владыка делает операции совершенно необычно, не так, как все. По словам очевидцев, святитель Лука проводил хирургическое вмешательство в архиерейском облачении, сверху надев белый халат и шапочку. Перед началом архиерей вместе с ассистентами читал молитву «Отче наш». Крестил больного, рисовал ему йодом большой крест на теле. Некоторые трудные операции святителя, закончившиеся успешно, нельзя объяснить только врачебным искусством. Даже неверующие коллеги признавали в нём хирурга от Бога. Святитель Лука Крымский тоже это понимал и так говорил:
«Всякий человек, стоящий у великого дела, должен быть призван свыше; не только архиерей, поставляемый Богом пасти народ Божий, но и все великие политические деятели, имена которых отмечены в истории; и все великие деятели науки, философии, искусства — все они отмечены призванием от Бога».
Все выпуски программы Слова Святых