Несмотря на то, что Сербия находится почти в самом центре Европы, попав в эту страну, понимаешь — Сербия явно отличается от многих европейских соседей. Сербы продолжают жить в соответствии со своими многовековыми традициями. Привычные религиозные устои сербы сохранили и в годы турецкого ига, и в годы социализма. Сегодня они упрямо сопротивляются процессам глобализации. Для православного серба каждое важное событие в его жизни непременно связано с Церковью. Начало жизни освящается через крещение, семейная жизнь через венчание. Ежегодно сербские семьи отмечают крестную славу — день ангела своего рода. Окончание жизненного пути человека с точки зрения сербов также должно быть освящено Богом. Поэтому похоронам умершего обязательно предшествует отпевание, о котором оповещается вся округа.
Если вы приедете в Сербию, то даже в Белграде вы увидите особые объявления, которые оповещают об отпевании того или иного умершего. На объявлении всегда указываются имя фамилия покойного, дата, время и название храма, в котором будет проходить отпевание. Сербы считают очень важным пригласить на прощание с умершим как можно больше людей — чем больше человек будут молиться за покойного на отпевании, тем выше вероятность прощения его грехов на суде Божием. При помощи особых объявлений общественность оповещается также о панихиде, которую в Сербии служат на сороковой день после смерти, через полгода и год после кончины человека.
Сербы очень гостеприимный народ, это гостеприимство можно видеть даже на отпевании. Всякому, кто пришел в храм проститься с покойным обязательно достается особая поминальная булочка, немного кутьи и рюмка ракии — традиционной сербской самогонки. Все перечисленное раздается прямо во дворе храма, где происходило отпевание. Один мой знакомый, будучи нищим студентом-стажером в Сербии, специально посещал отпевания совершенно незнакомых ему людей, чтобы просто поесть. Несмотря на то, что многие сербы понимали причину его прихода, никто и никогда не обделил моего несчастного знакомого поминальным угощением.
Еще одной важной составляющей сербских похорон является то, что пришедшие на отпевание, в особенности мужчины, стремятся отдать дань уважения покойному, сказав речь у его гроба. Обычно поминальные речи говорят родственники или сослуживцы, впрочем — подчас слова уважения исходят из уст соседей, дальних сродников или людей даже мало знакомых с покойным. Но это не выглядит как профанация. Почти всегда поминальные речи — это фактически молитва об упокоении души умершего.
Из-за того, что Сербия почти триста лет находилась под турецким игом, здесь прижился восточный обычай приглашать на похороны плакальщиц. Плакальщицами являются женщины, обладающие сильным и высоким голосом, которых охотно приглашают на похороны для создания траурной атмосферы. Эта и другие перечисленные выше особенности придают похоронам в Сербии особое благоговение и национальные колорит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.