Часто в минуты сомнений, в поиске поддержки я обращаюсь к творениям святых отцов. Они говорят об одном — что нет ничего сильней и действенней молитвы — молитвы подлинной, искренней, основанной на глубокой вере во Христа, исполненной абсолютного доверия Ему. Нет более надежной защиты от видимых и невидимых врагов, чем искренняя молитва. А что делать, когда истинной и горячей молитвы нет?
Наверное, каждому христианину знакомо состояние духовного охлаждения, когда пропадает внимание во время молитвы, общение с Богом становится формальным и сухим, а иногда и вовсе сходит на нет. В такие моменты меня посещает коварная мысль — может быть, лучше отдохнуть от утренних и вечерних правил, подождать, когда огонек снова загорится? Есть ли вообще смысл молиться, если не хочется?
И тут святые отцы опять сходятся во мнении, что смысл молиться через понуждение есть всегда. Так мы можем с сокрушенным сердцем принести свой скромный дар Богу. Молитва свидетельствует о том, что даже в этой сухости, в этой оставленности человек всё равно верен Христу.
Схиигумен Савва Псково-Печерский говорил: «Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие; кто понуждает себя в молитве при сухости души — тот выше молящегося со слезами».
Я заметила, что охлаждение в молитве иногда появляется после того, как похвалю себя за усердие в духовной жизни, за участие в богослужениях и Таинствах. Господь не поощряет такое самомнение, гордость и попускает искушения в виде праздности и лености, чтобы научить смирению. Несмиренный человек войти в Царствие Божие не может. А очень хочется!
Святые отцы наставляют, что если не бросать молитву, то рано или поздно снова затеплится огонек, душа оживет. Если искренне трудиться, Господь все устроит — и ежедневная молитва станет не трудом и подвигом, а радостью и весельем. К тому же через понуждение человеку откроется какой-то новый опыт, новая глубина. Надо только не ослабевать в стараниях, не опускать руки.
Автор: Ирина Собыленская
Все выпуски программы Частное мнение
«Сохраните доброе христианское настроение в переживаемом вами тяжёлом испытании»
В двадцатых годах минувшего века после Гражданской войны Россию охватили разруха и голод. В связи с тяжёлым положением в стране, советская власть издала указ об изъятии церковных ценностей. В Петрограде кампания проходила спокойно благодаря стараниям митрополита Вениамина Петроградского. Владыка разрешил приходам жертвовать на нужды голодающих церковные ценности, даже ризы с икон. Просил только не касаться святынь храмов. Призвал пастырей и паству отнестись по-христиански к происходящему. Со стороны верующих не допускать насилия, злобных выкриков, раздражения. В своём воззвании к пастве святитель Вениамин Казанский сказал:
«Сохраните доброе христианское настроение в переживаемом вами тяжёлом испытании. Не давайте никакого повода к тому, чтобы капля чьей бы то ни было человеческой крови была пролита около храма, где приносится Бескровная Жертва».
Все выпуски программы Слова Святых
«Последователи Христовы ликуют среди своих мучителей, которые подвергают их пыткам и убивают»
Святителю Владимиру Богоявленскому суждено было возглавить Киевскую митрополию и отдать жизнь за сохранение Православия на Руси, там, где оно началось. 25 января 1918 года большевики пришли за владыкой в Киево-Печерскую лавру. На автомобиле они отвезли семидесятилетнего старца-мученика за монастырь. Перед расстрелом святитель попросил у Господа прощения, а затем благословил своих палачей со словами: Господь вас да простит. Выстрелы слышали в лавре. Медицинское освидетельствование тела митрополита выявило жестокое убийство. Священномученик Владимир Богоявленский исполнил сам то, чему учил свою паству. Он говорил так:
«Последователи Христовы ликуют среди своих мучителей, которые подвергают их пыткам и убивают. Кровь Распятого Христа и их мученическая кровь делаются семенем Его Церкви».
Все выпуски программы Слова Святых
«Исполнение всего закона заключается в действиях, происходящих из любви нашей к Богу и к каждому человеку»
В начале 18 века на Тобольской кафедре святитель Иоанн Максимович прослужил четыре с половиной года. По воспоминаниям современников, для своей паствы владыка Иоанн Тобольский был настоящим духовным отцом. Добро он делал тайно.
Через доверенных людей посылал деньги и вещи сиротам, в богадельни, в дома бедных. Потихоньку, переодетый, подходил митрополит к окнам лачуг бедняков, стучал, говорил: «Примите во имя Христа», — и быстро уходил. Митрополит Иоанн любил ходить в тюрьмы, которых много было в Тобольске, и утешал заключённых, радовал гостинцами. Святитель так говорил духовным детям:
«Исполнение всего закона заключается в действиях, происходящих из любви нашей к Богу и к каждому человеку, как нашему ближнему. В этом-то и состоит сообразование воли человеческой с волей Божественной. Ничего нет сильнее такой любви!»
Все выпуски программы Слова Святых