— Разрешите доложить, Ваше величество! Толпа взяла штурмом Кресты. Освобождены не только политические, но и уголовники.
— В городе начались грабежи, мародёрство. Двести пятьдесят тысяч бастующих. Только что из Царского по телефону получили запрос графа Бенкендорфа.
— Что в нём?
— Не желаете ли вы, чтобы Её величество вместе с детьми отправились вам навстречу?
— С больными детьми мне навстречу? Какая в этом необходимость? Я сам к ним приеду.
— Необходимость очень острая, Ваше Величество. В Петрограде революция.
Тревожная весть застала императора Николая II в Могилёве, в ставке Главнокомандующего, куда он приехал 23 февраля 1917 года. Отсутствием царя в столице воспользовались его недоброжелатели. Грянула Февральская революция. Казалось бы, возвращаться в такой ситуации в Петроград — не лучшая идея. Но там у императора осталась супруга, дочери и сын...
Масштабное кинополотно о последнем российском самоде́ржце снял в 2000 году режиссёр Глеб Панфилов. Картина называется «Романовы. Венценосная семья». Фильм охватывает события периода от Февральской революции до расстрела Царской семьи в Екатеринбурге. И даёт зрителю возможность увидеть Николая Второго не царём с парадного портрета, а прежде всего — до глубины души порядочным человеком, преданным семьянином и смиренным христианином, принимающим Божью волю без ропота и рассуждений.
Рассказывая о том, что побудило его обратиться к этой теме, режиссёр вспоминал своё детство, которое прошло в Свердловске — такое имя в те годы носил Екатеринбург. Однажды, восьмилетним мальчишкой, Панфилов попал внутрь дома Ипатьева, где была расстреляна Царская семья. Тогда он, конечно, мало что знал об императоре и его детях. Но ощутил в доме что-то страшное, необъяснимое, и... разрыдался. Спустя годы режиссёр вспомнил этот эпизод из детства, свои чувства и решил снять фильм о последних месяцах жизни Николая Второго, его супруги Александры Фёдоровны, царевен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии, юного наследника Алексея и их приближённых.
На фоне исторических событий мы видим будничную жизнь семьи императора — прогулки и музицирования, чаепития и игры, совместные трапезы и молитвы. Над головой последних Романовых сгущаются тучи, а они продолжают жить как самая обычная русская семья: тревожатся о заболевших детях, заботятся о домашнем уюте. Находясь под арестом, собственноручно весело пилят дрова для печки и радуются самой простой пище на своём столе. Фильм дарит зрителю очень необычные переживания: мы словно присутствуем рядом с Царской семьёй. Проживаем их жизнь здесь и сейчас. Это делает картину камерной, домашней. Быть может, такой эффект возникает ещё и оттого, что многие сцены в картине — это художественно осмысленные режиссёром цитаты из семейной кинохроники, мемуаров и дневников участников и свидетелей тех событий. Впрочем, в картине есть и моменты глубоко личные. Так, например, режиссёр показывает нам, как в самый канун трагедии Николай Александрович разговаривает со своей супругой Александрой Фёдоровной:
— Ты знаешь, родная... У меня сейчас так хорошо на душе. С утра болело, давило всё. А сейчас будто плита тяжёлая спала. Мне открылось вдруг, что любить тебя, растить детей и есть моё главное назначение. Мне так хорошо с вами.
Актёр Александр Галибин, замечательно сыгравший в фильме Николая, признавался, что эта роль заставила его по-иному взглянуть на фигуру царя. Увидеть его не только политическим деятелем, а любящим отцом и мужем, человеком, для которого в любой ситуации семья — превыше всего. А режиссёр Глеб Панфилов не раз безо всякого пафоса называл свою картину «Романовы. Венценосная семья» фильмом о любви.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.