Евр., 313 зач., VI, 9-12.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христианская жизнь мало у кого бывает всегда ровной, чаще же всего нам свойственно впадать в те или иные грехи, а за периодами вдохновенного подвига следуют мучительные периоды охлаждения в вере. От этого можно было бы смутиться, но к счастью для нас, у нас есть апостольские послания, которые утешают и поддерживают в те моменты, в которые хочется опустить руки и сдаться. Один из таких отрывков звучит в православных храмах во время литургии сегодня, он взят из 6-й главы Послания апостола Павла к Евреям. Давайте послушаем его.
Глава 6.
9 Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так.
10 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.
11 Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца,
12 дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.
Чаще всего апостольские чтения за литургией не дают нам возможность понять контекст звучащих слов, справедливо это и в отношении нынешнего отрывка: в нём мы услышали отсылку к ранее написанным словам, на это указывает оговорка «хотя и говорим так». Для понимания сути апостольских слов нам стоит обратиться к началу 6-й главы Послания к Евреям, и там мы увидим, что речь шла о людях, которые, став христианами, через какое-то время отвернулись от Христа, в отношении к ним апостол предельно строг, и его слова пугают: «Ибо невозможно — однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6:4–6). Именно после этих слов Послание к Евреям и высказывает надежду, что адресаты послания вовсе не таковы, что они пребывают «в лучшем состоянии» и «держатся спасения». Однако, здесь возникает вопрос: а по какой причине апостол вынужден был включить в текст своего послания упоминание тех людей, которые отпали от Христа? И как эти слова понимает Церковь?
В древности, тогда, когда христиане были гонимы, находились те люди, которые из-за страха мучений и смерти отрекались от евангельского учения. Когда же гонения ослабевали, то многие из них возвращались в Церковь, и Церковь должна была каким-то образом реагировать на их возвращение. Со временем выработалась общая практика: принимая таких людей через покаяние, Церковь установила запрет на некоторые виды церковного служения для тех, кто когда-либо отрекался от Христа, в частности, никто из них не мог быть рукоположен в священный сан. Этот запрет никуда не делся, Церковь следует ему и сегодня. На первый взгляд может показаться, что церковная практика не соответствует духу и смыслу Послания к Евреям, но в такой же степени ему не соответствуют и дальнейшие слова апостола, которые он написал не только для похвалы своих адресатов, эти слова являются и словами ободрения для не сумевших сохранить верность Христу, и они смягчают собой утверждение о невозможности после отречения от Христа вновь вернуться в Церковь.
Не случайно здесь и упоминание бывших ранее трудов любви, Бог эти труды не забыл и не забудет, о чём и написал апостол, ведь именно таково свойство праведности Божией. Да, человек может по каким-то причинам отвернуться от Христа, да, это тяжёлый грех, да, такой человек никогда не сможет вернуться к своему первоначальному христианскому состоянию, но при этом он, в случае принесения покаяния и исправления жизни, не может быть лишён церковного общения и участия в таинствах.
Впрочем, абсолютное большинство христиан беспокоят грехи иного рода, которые, бывая ужасно неприятными и досадными, не являются прямым отречением от Христа. Конечно, с этими грехами необходимо бороться, но, впадая в них, не стоит отчаиваться, потому что всегда есть выход, и выход этот заключён в милосердии Божием, Бог всегда готов нас принять, если у нас будет таковое желание, а оно, в свою очередь, проистекает из веры, надежды и любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.