Я вхожу на территорию Феодоровского монастыря в Переяславле Залесском, где мы с семьей живем. И уже привычно смахиваю варежкой снег с табличек-указателей, что расположены вдоль дорожки: «Музей святителя Луки Войно-Ясенецкого» — и стрелочки, как пройти.
Ещё недавно я искала подработку, и Господь услышал мои молитвы: в любимом монастыре, куда хожу почти каждый день, освободилось место смотрителя музея. Я попросилась, и меня взяли!
И вот иду, смахиваю снег с табличек, а потом возьму лопату и стану расчищать от снега ступеньки, ведущие в подвал под древним собором — здесь музей и расположен. Распрямлюсь, посмотрю на купола на фоне ясного неба: Господи, какая красота, слава Тебе! А потом открою тяжёлую дверь и войду внутрь, и буду встречать посетителей... Ведь я тут — смотритель, счастье какое! Даже не верится. Смотритель и уборщица заодно.
На днях разговаривала по телефону с Таней, подружкой детства. Мы с ней с юности не виделись и ничего друг о друге не знали, так вышло, а тут нашлись в интернете. Оказалось, Таня давно в Москве, сделала хорошую карьеру, заведует небольшим медицинским центром... «А ты чем занимаешься?» — спрашивает. Я ей сразу главное рассказала, про монастырь. Таня сделала вывод: «В общем, ты рада, что прислуживаешь в монастыре. Ну ладно, Наташенька, мне некогда, будем на связи».
Мы тепло попрощались, но на душе у меня остался осадок. Вот от этого «прислуживаешь». Какую-то снисходительность я в этом слове услышала. И почему я сразу ей про монастырь давай рассказывать? Почему не похвасталась, что у меня много публикаций в толстых журналах, что проходили, и не раз, авторские литературные вечера в Москве и Питере, что книги мои появляются на полках столичных магазинов? Ведь так и есть! Но дело в том, что хвастать не хотелось. Радостью поделиться — вот это другое дело! А что до глагола «прислуживать»... Права Таня, именно прислуживаю, служу, и рада этому.
Я — раба Божия. В том смысле, что работаю — Господу. По крайней мере, очень этого хочу и в молитвах каждый день прошу Его, Отца Небесного: «дай мне, Господи, радость работать Тебе». И если царапнуло меня слово «прислуживаешь», так это гордость богопротивная внутри зашевелилась.
Вот приезжают люди к нам в Переславль, в город, где жил и самоотверженно трудился хирург Войно-Ясенецкий, будущий епископ, святитель Лука. Идут люди в музей. Здесь личные вещи Валентина Феликсовича, фотографии, письма и рисунки. Кто-то из посетителей впервые узнаёт подробности жизни святого, а кого-то, быть может, именно здесь по-настоящему касается Дух святости.
Я встречаю входящих, предлагаю надеть бахилы, провожу в зал... И ещё знакомлю с книгами — самого святителя и о нём, их можно купить.
А вечером я снова буду убираться — здесь, под древними подвальными сводами. И удивляться: надо же, впервые в жизни мою полы с благоговением! Всегда терпеть не могла это занятие... Но тут, в этих белых стенах — я будто помогаю самомУ святому доктору. Это ли не служение Господу?
Да, прислуживаю. Но за это — только благодарить...
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
«Театр времен Шекспира». Владимир Макаров, Николай Захаров
У нас в студии были сопредседатели Шекспировской комиссии Российской академии наук кандидат филологических наук Владимир Макаров и доктор философии Николай Захаров.
Разговор шел о театре и произведениях Вильяма Шекспира, о его влиянии на мировую культуру и, в частности, на театр и литературу в России.
«Жизнь в трезвости». Диакон Иоанн Клименко
У нас в гостях был руководитель координационного центра по трезвенной работе Московской городской епархии диакон Иоанн Клименко.
Наш гость рассказал о своей личной истории борьбы с алкогольной зависимостью отца, почему сам решил жить трезво и помогать другим в преодолении зависимостей.
Владимир Короленко. Старый звонарь
Можно ли в один совсем небольшой рассказ поместить человеческую жизнь — с её бедами и радостями, противоречиями и прозрениями, глубиной и хрупкостью? Именно это попробовал сделать Владимир Галактионович Короленко в своём произведении «Старый звонарь». Рассказ был впервые опубликован в 1885 году. С тех пор он неоднократно издавался в составе сборников произведений писателя и антологий русской классики. А в 2017-м издательство храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище выпустило рассказ Владимира Короленко «Старый звонарь» отдельной книгой.
Литературоведы относят произведение к особому жанру пасхальной прозы — уникальному явлению русской литературы. Пасхальные рассказы можно найти в творчестве известных наших классиков: Гоголя, Бунина, Куприна, Чехова, Андреева. В соответствии с духом главного православного Праздника, эти произведения воспевают христианскую победу жизни над смертью. Поэтически тонко звучит этот мотив и в рассказе «Старый звонарь». Его герой — старик Михеич — всю жизнь, с самого детства, звонил на колокольне своего сельского храма. Именно там читатель с ним и встречается. Село, с высоты видное Михеичу как на ладони, окутано неповторимой атмосферой весенней пасхальной ночи. Вот как пишет об этом Короленко: «...Тонкий туман, подымаясь с земли, сгущает тени лесов и застилает пространства серебристо-лазурною дымкой. Из тёмной массы выделяются фигуры пешеходов. То жители собираются в свою церковь встречать весенний праздник».
Вместе с Михеичем читатели ждут трепетного и торжественного момента — когда нужно будет ударить в самый большой колокол и возвестить радость Христова Воскресения. В ожидании этого момента перед нашим мысленным взором пронесётся вся жизнь старого звонаря. Была она простой, тихой и мирной. И можно сказать, вся прошла на этой самой колокольне — старой, высокой, тёмной, тонущей вершиной в лазури, — как пишет автор. Старик пережил нужду, горе. Похоронил жену и сына. Страдал сам, видел страдания других. Но не озлобился и никого не осуждал. Теперь, в Пасхальную ночь, вспоминая всё былое, только повторял: «Бог вас суди, Бог суди!».
Впрочем, «Старый звонарь» — история не только о жизни, но и о смерти. Точнее — о жизни и смерти во Христе. А значит — о победе жизни над смертью. В произведении ясно прослеживается мысль, которую излагает апостол Павел в своём Послании к Римлянам: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над ним власти». В этом — смысл праздника Пасхи. И пасхального рассказа Владимира Короленко «Старый звонарь».
Все выпуски программы Литературный навигатор