«Книга Эсфирь» — единственная в Библии, где не встречается имя Бога, но при этом она всецело проникнута религиозным духом.
Сегодня мы говорим о праведной ветхозаветной жене Эсфири и драме Расина «Эсфирь».
Место действия — город Сузы, столица Персидского царства.
Время действия — V век до Рождества Христова.
События, описываемые в библейской книге «Эсфирь», происходят в Персии. В VI веке до Рождества Христова по указу персидского царя Кира евреям, когда-то уведенным в вавилонский плен, было разрешено вернуться в Палестину. Но не все они сразу же отправились на родину. В Персидском царстве ещё долго оставалась большая колония израильтян, в числе которой была семья Мардохея, служившего привратником в царском дворце.
В 466 году до Рождества Христова царица Астинь, жена персидского владыки Артаксеркса, отказалась явиться на всенародный пир, и за это была изгнана из дворца. Царь Артаксеркс решил выбрать себе новую супругу из самых красивых девушек своего царства. Выбор пал на еврейскую сироту, которая воспитывалась в семье своего дяди Мардохея. Девушка назвала себя персидским именем «Эсфирь», что значит «звезда». Ни царь, ни его придворные не знали, что новая царица по происхождению еврейка.
Случилось так, что царский советник Аман люто невзлюбил привратника Мардохея за то, что тот не хотел ему воздавать почести, как божеству. Узнав о том, что Мардохей — еврей, коварный Аман задумал погубить и его самого, и всех его соотечественников. Он внушил царю Артаксерсксу, что проживающие на территории Персии евреи — бунтари и враги государства, которых следует истребить.
Аман подготовил об этом соответствующий указ, который царю оставалось скрепить своей печатью. Но о планах хитрого царедворца вовремя узнала царица Эсфирь...
Этот полный драматизма сюжет из Ветхого Завета вдохновил известного французского писателя XVII века Жана Батиста Расина на создание пьесы «Эсфирь».
Кульминацией драмы Расина является сцена, когда Эсфирь раскрывает царю Артаксерксу глаза на козни Амана.
О царь! Отцом Эсфири
Был иудей, а ты своим указом
Погибели Израиль весь обрек,
Ты внял речам лукавым царедворца,
Врага твоей неомрачённый славы...
(показывая на Амана)
Да, это он, слуга твой недостойный,
Жестокостью и клеветой дышащий,
Прикрывшийся личиною усердья —
Перед тобой безвинных очернил.
Чтобы в полной мере оценить мужество Эсфирь, нужно вспомнить о положении женщин в Древней Персии, которые не имели права говорить с мужчинами о делах государства. И, конечно, царица Эсфирь сильно рисковала, когда осмелилась заговорить о царском указе.
Только послушайте, как свободно и вдохновенно звучит речь молодой женщины, когда она говорит о своём народе:
В чём упрекнуть ты можешь иудеев?
В каком они повинны мятеже?
Каким врагам преступно помогали?
Покорней их не знаешь ты рабов!
Под тяжестью наложенных оков,
Молясь Творцу, пославшему им кары,
Безропотно снося твои удары,
Они Ему молились за тебя
И лишь Его о помощи молили.
На виселице, которую Аман приготовил для Мардохея, был казнён сам коварный царедворец. А Мардохей стал советником царя Артаксеркса.
Православная Церковь называет Эсфирь праведной, так как она в критической ситуации проявила мужество, и спасла вой народ.
Все выпуски программы Прообразы
Сказ о том, как Владимир Даль словарь составлял
Многие знают имя Владимира Ивановича Даля как составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», а некоторые имеют эту книгу в своей библиотеке... Я же хочу рассказать пару историй о том, как Владимир Иванович свой словарь создавал. Начну с того, что Даль по первому образованию — морской офицер, мичман. Прослужив 6 лет на корабле, он решил сменить род деятельности и... — выучился на медика. Став хирургом, Владимир Даль участвовал в русско-турецкой войне 1828-29 годов в качестве полевого врача. И если мы с помощью фантазии перенесёмся в то время и в место его службы, то увидим удивительную картину: возле госпитального шатра стоит верблюд, навьюченный мешками. А в мешках — исписанные Владимиром Далем листки. Здесь, в этих свитках — настоящее сокровище: слова, пословицы, сказки и прибаутки, собранные военным врачом в беседах с простыми служаками. Очарованный с юности красотой и меткостью русской речи, общаясь с матросами и солдатами, Владимир Даль записывал забавные сюжеты и не знакомые ему русские слова. В пору врачебной службы его записи составляли уже немалый объем. Поэтому начальство и выделило ему для перевозки верблюда. Правда, Даль чуть не потерял все свои богатства, когда верблюд внезапно попал в плен к туркам. Но обошлось — казаки отбили. Так вот получилось, что гордый корабль пустыни возил на своём горбу бесценное русское слово.
В течение жизни Даль записывал не только слова, но и сказочные сюжеты. В итоге его увлечения появилась книга сказок. Будучи в Петербурге, с экземпляром этого издания Даль направился прямиком... Ну конечно, к Пушкину! Там, у поэта дома они и познакомились. Пушкин сказки похвалил. Но более всего восхитился он далевским собранием русских слов. Особенно понравилось Пушкину слово «выползина» — сброшенная змеиная шкурка. Так Александр Сергеевич впоследствии и стал в шутку называть свой сюртук. Именно Пушкин уговорил Даля составить словарь. Благодаря этой встрече мы можем держать в руках словарь Даля, погружаться в стихию живой русской речи того времени и пополнять свой лексикон интересными словами. Например, узнать, что такое «белендрясы» и «вавакать, «мимозыря» и «жиразоль».
Приятного чтения, друзья!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.