
Николай Иванович Лобачевский, один из первооткрывателей неевклидовой геометрии, выразил свои жизненные и моральные принципы в своей статье «Речь о важнейших предметах воспитания». Все начала нравственности, считал Лобачевский, проистекают из любви к ближнему, которую вложил в сердце человека мудрый Творец. Этой любовью к людям, желанием постоянного служения тем, кто рядом, руководствовался в своей жизни великий русский математика.
Интерес к цифрам и расчётам, как утверждал сам Лобачевский, передался ему от отца, уездного архитектора. Матери же Николай Иванович был благодарен, что она заметила его способности и определила в гимназию, несмотря на бедность семьи. По окончании гимназии, в 1807 году, 14-летний Лобачевский поступил в Казанский университет. Уже спустя три года молодой человек опубликовал в газете «Казанские известия» первую научную статью — отчёт о наблюдениях за пролётом Большой кометы. А уже в следующем, 1812-м году, Николаю Ивановичу доверили чтение публичного курса арифметики и геометрии для чиновников. Те, кто посещал эти лекции Лобачевского, отмечали, как увлекательно, с какой глубиной и ясностью излагает материал молодой преподаватель. На лекциях Лобачевского в аудитории яблоку негде было упасть. Николаю Ивановичу исполнилось всего 22 года, когда решением университетского совета ему присвоили звание профессора, а в тридцать пять лет Лобачевский возглавил университет, став его ректором. В «Летописи Казанского университета» один из студентов оставил о ректоре такие воспоминания: «Лобачевского окрыляла сама жизнь. Идеи одна за другой возникали у него вследствие неустанной работы духа».
Благодаря идеям и стараниям Лобачевского в 30-е-40-е годы XIX века в Казанском университете произошло немало изменений к лучшему. Появилась астрономическая обсерватория, отдельные здания были построены для библиотеки и лабораторий. «Лобачевский старался по возможности доставить удобство и спокойствие всем», — говорится в Летописи Казанского университета.
В сентябре 1830-го года в Казань пришла холера. В первые же дни эпидемии Лобачевский остановил все лекции и переоборудовал университетские корпуса под изоляторы и лазарет. По распоряжению Николая Ивановича, больные и те, кто находился на изоляции, бесплатно получали пищу и всё необходимое. На деятельность Лобачевского во время холеры обратил внимание император Николай I, и выразил учёному личную благодарность.
Лобачевский всегда оказывал поддержку тем, кто тянулся к знаниям. Однажды к нему в дом невесть откуда явился крестьянин в лаптях и пыльном армяке. Оказалось, что он пешком пришёл из своей деревни в город, чтобы учиться грамоте. Добрые люди ему подсказали, что барин Лобачевский сможет помочь. И Николай Иванович, действительно, с радостью помог. Он лично стал заниматься с крестьянином, и через полгода тот вернулся домой, умея читать, писать и считать. Вскоре Лобачевский получил от него письмо — новые знания помогли крестьянину устроиться на должность управляющего поместьем.
Близкие друзья Лобачевского говорили, что он не знал ни минуты отдыха. Помимо преподавательской и просветительской деятельности вёл большую научную работу. В 1832 году увидел свет его главный труд — разработки по неевклидовой геометрии. Геометрия Евклида, считал Лобачевский — это лишь один из возможных взглядов на пространство. Существуют и другие, выходящие за пределы нашего привычного осмысления. Исследования Николая Ивановича были настолько новаторскими, что при жизни учёного оказались попросту недоступными пониманию его современников. Зато будущие поколения смогли по достоинству оценить уникальный вклад учёного в науку. Увы, десятилетия напряжённой работы дали о себе знать — Лобачевский начал слепнуть. В последние годы жизни он уже не мог передвигаться без посторонней помощи — в университетскую аудиторию его под руку вводила жена. Скончался учёный в феврале 1856-го года, оставив ученикам наказ: «Земное время отпущено человеку, чтобы хранить огонь жизни и знаний, и передать его другим».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Читать или не читать — вот в чём вопрос

Фото: PxHere
Недавно услышала такую фразу: «Раньше дети были начитанными, а теперь они насмотренные». То есть современная молодёжь больше воспитывается на видеопродукции, чем на печатной. Однако, позвольте возвысить голос в пользу активного чтения.
Почему же книги так важны, ведь, казалось бы, любую историю можно преобразовать в видеоряд. Дело тут не только в сюжете произведения, но и в том, какими средствами он нам преподносится. Через видео трудно передать авторский стиль писателя, игру слов, скрытые смыслы, заложенные в тексте. Чтение развивает нашу умственную и эмоциональную сферу по-особенному.
В одном исследовательском институте провели эксперимент с использованием аппарата МРТ — магнитно-резонансной томографии, которая сканировала мозг и показывала активность разных его участков. Одна половина испытуемых читала художественный текст, а другая смотрела видео на смартфонах. Так вот, исследование выявило, что при чтении работало множество зон мозга, которые при просмотре смартфонов бездействовали.
В результате этого и других экспериментов учёные пришли к следующим выводам:
Во-первых, читая, мы расширяем кругозор понятий и чувств, тренируем рациональный и эмоциональный интеллект.
Во-вторых, художественный текст, в частности, поэзия содержит необычную, по сравнению с обыденной речью, лексику, ритмику, рифмы, строение фраз. И поэтому чтение вызывает повышенную активность нейронов — мозговых клеток.
В-третьих, регулярное свидание с книгой стимулирует такие процессы, как запоминание, образное мышление, моделирование, планирование. К тому же чтение развивает речь.
Итак, читать — полезно. И интересно. Научившись получать радость от чтения, мы всегда сможем занять свой досуг и будем готовы поддержать любой разговор.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«Притча о Страшном суде». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельском и историческом контексте притчи о Страшном суде и о том, какие смыслы в нее заложены.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед, посвященных отражению евангельских притч о блудном сыне и Страшном суде в литературе и жизни человека.
Первая беседа с о. Антонием Лакиревым была посвящена евангельскому и историческому контекстам притчи о блудном сыне.
Вторая беседа с протоиереем Павлом Карташевым была посвящена французской литературе XIX-XX веков в контексте притчи о блудном сыне.
Третья беседа с доктором филологических наук Татьяной Касаткиной была посвящена роману Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» в контексте евангельской притчи о блудном сыне.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Вадим Филатов

В новом выпуске «Светлого вечера» обсудили, как принципы христианской этики находят отражение в бизнесе. Гостем программы стал Вадим Филатов — предприниматель, совладелец и заместитель директора компании «ПЭК» («Первая экспедиционная компания»).
Беседа затронула вопросы ведения бизнеса по совести, ответственности перед коллективом и важности следовать моральным принципам. «Мы не пойдём на ту сделку, где будет затронута этика», — подчеркнул гость, объясняя, что в их компании приняты чёткие нравственные ориентиры.
Вадим Александрович отметил, что бизнес — это не только контракты и сделки, но и забота о людях. В компании работают около 12 тысяч человек, и за каждым сотрудником стоит семья, что накладывает большую ответственность. Он подчеркнул, что важно не только зарабатывать, но и создавать рабочие места, обеспечивать стабильность и поддерживать сотрудников.
Отдельное внимание уделили роли веры в принятии решений. «Если у тебя есть внутренняя опора, ты не будешь жертвовать принципами ради выгоды», — отметил предприниматель. Разговор напомнил о том, что профессиональный успех и христианские ценности не противоречат друг другу, а честный труд и этика в бизнесе способны приносить не только прибыль, но и пользу обществу.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер