Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Сможем ли мы быть верными Господу до конца? Как, например, святая Мария Магдалина? Клод Лоррен изобразил святую как исцелённую Христом женщину, его смелую и самоотверженную ученицу. «Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной» хранится в Испании, в музее Прадо.
— Андрей Борисович, взгляните-ка, что за прекрасная долина раскинулась между скал!
— Маргарита Константиновна, вы правы, вид роскошный! Неожиданно у подножия Кавказских гор перед нами открылся пейзаж с полотен Айвазовского или Куиднжи... Давайте поразмышляем, на какую картину может быть похож этот вид...
— Над подумать... Вид долины среди скал, огромные деревья, будто вырастающие из каменной породы, и озеро вдалеке... На ум приходит полотно замечательного французского художника Клода Лоррена «Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной».
— О, неожиданно!
— Да, Андрей Борисович. Я недавно пересматривала каталог этого художника эпохи Возрождения и, можно сказать, заново его для себя открыла. Я впервые нашла среди его работ образ Марии Магдалины, особенный, отличный от того, как эту святую видели другие западноевропейские художники. И конечно, меня впечатлили его пейзажи. Они у него одухотворённые, величественные...
— Пока вы рассказываете, я уже нашёл в интернете «Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной». Он написан в 1637 году. Действительно, впечатляет... Могущественные эвкалипты возвышаются слева и справа от основного действа. В центре изображения мы видим фигуру Марии Магдалины, стоящей на коленях. На фоне огромных деревьев она кажется маленькой и хрупкой. Её поза полна раскаяния...
— Обратите внимание, Андрей Борисович, мастер изображает святую в ореоле света. Будто лучи восходящего солнца падают на скромное одеяние героини, на её руки и лик.
— И лик её спокоен. Она сосредоточена на молитве.
— Именно! Хотя в западноевропейской живописи принято изображать её в сокрушающемся состоянии, и даже в исступлении, как у Тициана, например.
— Получается, Мария Магдалина Клода Лоррена — близка, скажем так, к православному пониманию этого образа.
— Да... Это исцелённая Христом женщина, Его верная, храбрая и самоотверженная ученица. Которая повела себя мужественнее апостолов. Когда, как сказано в Евангелии от Матфея, «все ученики, оставив Его, бежали», она не покинула своего Учителя. Мария Магдалина была рядом в минуты страданий Господа на кресте...
— Сопровождала перенесение Его тела ко гробу...
— А затем с другими ученицами Спасителя пришла воздать Ему последнюю почесть — по еврейскому обычаю умастить тело миром и благовониями.
— Судя по всему, она была человеком цельным и храбрым...
— При этом хрупкая женщина, какой изобразил её Клод Лоррен, с большим искренним сердцем... Ну вот, Андрей Борисович, вид, что открывался перед нашим взором, сменился. Теперь, когда небо стемнело, перед нами уже вечерний пейзаж с горящими вдали огнями небольшого города.
— А разговор наш с вами о работе художника Клода Лоррена теперь никуда не денется — он останется в моей памяти... Где же находится оригинал картины «Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной»?
— В Испании, Андрей Борисович, в музее Прадо. Когда вернёмся из путешествия, я подарю вам каталог произведений Клода Лоррена. Вам понравится!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России