Как-то раз на духовной беседе священник в качестве назидания рассказал мне притчу про послушника и капусту. Старец дал юноше задание посадить капусту вверх корешками. Молодой человек не исполнил послушание и посадил капусту правильно, корешками в землю, решив, что его духовник ошибся. Капуста дала прекрасный урожай, но наставник был недоволен и сказал, что задание не выполнено.
Долгое время эта зарисовка не давала мне покоя — к чему было такое бессмысленное задание? Зачем старец просил посадить капусту вверх корешками? В монастыре столько дел, а молодой парень должен тратить время на какое-то пустое занятие. Да еще и рассаду зря портить. Зачем?
Стала размышлять, где в Священном Писании есть примеры таких необъяснимых для нас заданий. Вспомнила праотца, Авраама. Как он безропотно готов был принести на заклание своего сына Исаака, когда исполнял требование Бога. Это было страшно и нелогично с нашей, человеческой, точки зрения.
Сначала Господь даровал обещанного сына, а потом Сам же велел его убить. Как мы помним, Авраам послушно принес сына на жертвенник. Но когда занес нож, Ангел Господень остановил руку отца, сказав: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога...».
Притча про капусту и библейский рассказ про Авраамово смирение помогли мне понять важность послушания. Это пригодилось на работе. В мои обязанности входило написание рекламных писем-рассылок. Тексты нужно было писать короткие, с призывающей фразой купить продукт со скидкой.
Всего несколько предложений — но писала я одну такую рассылку почти неделю. Моя начальница очень внимательно относилась к формулировкам и требовала точности. Я раз десять переписала рекламный слоган, уже не могла на него смотреть. И тут перед глазами встал образ... капусты, посаженной вверх корнями. Я перестала роптать, обуздала свое возмущение. И постаралась понять, чего хочет от меня Госфподь?
Через послушание и безропотное выполнение своей работы, через подчинение начальству Господь, мне кажется, хотел научить терпению и смирению. Спустя годы я с благодарностью вспоминаю свои офисные задания и обязанности, которые приучили меня любую работу — творческую или кропотливо-рутинную — делать качественно и хорошо. Как для Бога.
Тому молодому послушнику старец сказал: «Ты сюда пришел учиться не капусту выращивать, а послушанию». Значит, тренировка послушания для юноши была важнее смысла и результата его работы. «Послушание стяжавший уподобился Христу», — писал преподобный Феодор Студит. «Гробом собственной воли и воскресением смирения» назвал послушание преподобный Иоанн Лествичник.
Бывает так, что мы сфокусированы на результате своего дела, хотя в процессе его выполнения приобретаем гораздо более нужные качества и умения. И целое поле капусты не заменит одного ростка духовной добродетели, который взошел на почве доверия и послушания Богу.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (03.12.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 268 зач., III, 9-13.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Люди, смотрящие на христианство со стороны, часто задают вопрос: какой прок от вашей веры для всех остальных? Разве вы относитесь к неверующим или представителям других религий с любовью? Более того, этот вопрос иногда стоит перед самими верующими. Ответ на него звучит в отрывке из 3-й главы Первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам. Давайте его послушаем.
Глава 3.
9 Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим,
10 ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей?
11 Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам.
12 А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам,
13 чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.
Человек, который более-менее знаком с евангельским текстом, помнит, как Христос обличал иудеев за то, что они любят тех, кто любит их самих. Конечно, проблема была не в том, что сама по себе эта любовь была излишней. Это было хорошо, что они любили родственников, членов своих семей, соотечественников, но дальше их любовь не распространялась. Она была естественной, но для этого не надо было быть иудеем, находиться в завете с Богом и духовно трудиться. Обличения Христовы у нас на слуху, но сами мы обычно остаёмся на таком же уровне, с любовью относясь либо к тем, кто в нашем окружении её заслуживает, либо к тем, кого мы толком не знаем. Последних мы любим издалека, такой любовью, которая довольно сложно конкретизируется и легко испаряется в реальном общении.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел благодарит Бога за Фессалоникийскую общину, которая преуспевает в христианской жизни. При этом он же молится о том, чтобы ученики были исполнены и преисполнены любовью друг ко другу и ко всем, понимая под всеми остальными нехристиан. Но что же значит эта молитва?
Во-первых, из этой молитвы ясно, что всякая подлинная любовь не может родиться в сердце человека без помощи Божией. Радуясь о том, что ученики духовно растут, апостол Павел не просто призывает их к любви, но молится Богу, понимая, что христианская любовь — это дар.
Обычная чувственная любовь возможна в семье, в дружеской компании, она вложена в нашу человеческую природу и для того, чтобы её испытывать не обязательно быть верующим. Однако в церковной общине встречаются формально чужие друг другу люди и оказываются призваны относиться друг ко другу с любовью. Единственное, что их первоначально объединяет, — это ответ на зов Божий, который они услышали каждый в своё время и в своих обстоятельствах. Они приходят в храм, знакомятся и учатся жить общей жизнью: молиться друг за друга, тратить друг на друга время и силы... И во всём этом они просят поддержки у Бога, Который через благодать таинств, через Священное Писание в ответ на их молитву, даёт им силы поступать по любви. О такой любви можно много рассуждать, можно к ней призывать, но её невозможно породить в сердце собственными силами, её даёт Сам Бог, и мы учимся ей в Церкви, которая оказывается для нас школой.
После любви христиан между собой, апостол молится о любви христиан ко всем. Эта любовь ко внешним вторична по сравнению с любовью к верующим как к братьям и сестрам. Но вторична не в смысле меньшей значимости или второсортности. Ни в коем случае. Она вторична в том смысле, что, не научившись любить тех, кто близко, не сумеешь любить по-настоящему тех, кто далеко. В Церкви любви должна помогать совместность, ведь люди объединены общей верой, надеждой, молитвой и многим другим. Гораздо сложнее любить тех, с кем не совпадает мировоззрение, не совпадают цели и средства их достижения. Любить, несмотря на отсутствие любви в ответ.
Кто-нибудь спросит: где всё это в реальной церковной жизни? Где любовь к чужим, если мы и своих-то любить не умеем? Ответ прост: всё это в первую очередь должно быть хотя бы целью, ведь если правильно сформулировать цель, больше вероятности к ней прийти, а уж с помощью Божией и подавно.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Подарим тепло подопечным Обители милосердия
Ольга Викторова — мама двоих маленьких детей — Даны и Миши. Оба ребёнка родились с тяжёлой патологией. Так сложилось, что забота о них полностью легла на плечи Оли. Ни родных, ни близких рядом нет. Несмотря на это, женщина делает для детей всё возможное: занимается их лечением и реабилитацией. На лекарства уходит основная часть денег, поэтому часто на что-то другое, кроме еды, ресурсов уже не хватает. Но всё же без поддержки добрых людей семья не остаётся.
Некоторое время назад Ольга узнала, что в Москве есть Марфо-Мариинская обитель милосердия. Там принимают всех, кто попал в беду. В рамках проекта «Работа со случаем» людям передают самое необходимое — продукты, медикаменты и одежду, помогают разобраться с документами и не только. Поддержка сотрудников обители позволила семье Ольги выйти из режима выживания. И теперь справляться с трудностями маме двоих особенных детей стало гораздо легче.
Кроме проекта, «Работа со случаем» при Марфо-Мариинской обители действуют ещё несколько — это Елизаветинский детский дом, где в основном живут девочки с синдромом Дауна, Медицинский центр «Милосердие» для тяжелобольных детей и Центр семейного устройства. Ежемесячно через обитель проходят больше тысячи подопечных. Всю помощь они получают бесплатно. Проекты действуют на средства благотворителей, поэтому им важна поддержка.
Сейчас, с наступлением холодов, важно обеспечить все здания обители милосердия бесперебойным отоплением. Чтобы и сотрудники, и подопечные — это мамы с детьми, тяжелобольные люди и пожилые — находились в тепле.
Если вы хотите помочь, переходите на сайт Марфо-Мариинской обители милосердия mmom.ru/dobro/ и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов