— Кто бы это мог быть? Паша? Вот так радостная неожиданность! Здравствуй, племянник!
— Дядя Андрей, привет! Если бы ты знал, как я замёрз! Мы с ребятами на катке катались, а потом весь центр Москвы обошли, я не чувствую ни рук, ни ног!
— Давай, проходи скорее, садись за стол, у меня как раз борщ горячий. Как же так можно себя не беречь?
— Так хорошо гуляли — не замечал холода. Погода чудесная — солнышко светит совсем по-весеннему!
— Какая там весна — минус двадцать на улице! День начал прибывать, и настали настоящие холода. Всё как в поговорке: «Солнце на лето — зима на мороз!»
— Как-как ты сказал? «Солнце на лето — зима на мороз»? В первый раз слышу такое выражение!
— Вот так да! Поговорка старинная! Даже картина есть с таким названием, Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов написал её в 1910 году. Мы с тобой видели это полотно в Пензенской картинной галерее.
— Не помню, дядя Андрей.
— А вот, посмотри, у меня репродукция есть.
— О, вот именно так сегодня и было на улице! Небо пронзительно голубое, деревья в инее. Только в Москве дороги чистят, а на картине «Солнце на лето — зима на мороз» всё утопает в снегу.
— Ну, мы же сейчас не ездим на санях, как во времена Горюшкина-Сорокопудова. А снег, безусловно, прекрасен! И художник в полной мере передал его очарование! Смотри, какие живописные белые шапки на скатах крыш. Деревянная церквушка, что виднеется за деревьями — словно невеста в подвенечном уборе.
— Заснеженное пространство занимает большую часть картины. Казалось бы — сплошной белый цвет. А выглядит так живописно!
— А ты приглядись, какое тут богатство оттенков — голубой, сиреневый, жёлтый, чуть розоватый. Я бы назвал этот эффект радужной белизной. Горюшкин-Сорокопудов подчеркнул её, изобразив для контраста прохожую барышню в ярко-красном кафтане.
— Смотришь на эту красавицу, и кажется, слышишь, как снег хрустит у неё под ногами. Как будто художник не только прекрасный зимний вид передал, но и звуки.
— И аромат морозной свежести! Однажды почувствовав его, запомнишь на всю жизнь. Все эти запахи, звуки, краски образуют в душе особую нежность к родным местам.
— А где родился Горюшкин-Сорокопудов?
— В Тамбовском крае. А в зрелые годы он долго жил в Пензе. Это юго-восточнее Москвы, климат там, как и здесь, умеренно-континентальный. Зимы довольно мягкие, хотя, бывает и до тридцати градусов температура опускается. Такой момент и запечатлел художник.
— С любовью запечатлел!
— Это верно. Горюшкина-Сорокопудова вдохновляло очарование русской природы, красочный патриархальный быт, нарядность старинной архитектуры. Любовь Ивана Силыча к Отечеству отмечал его наставник в Академии художеств, Илья Ефимович Репин. Как-то он подарил ученику открытку с такой надписью: «Художнику, проникновенному искренним, глубоким чувством к родной красоте».
— И это чувство разделяешь, глядя на пейзаж «Солнце на лето — зима на мороз».
Картину Ивана Горюшкина-Сорокопудова «Солнце на лето — зима на мороз» можно увидеть в Пензенской областной картинной галерее имени Константина Савицкого.
Все выпуски программы: Краски России
«Журнал от 29.11.2024». Алексей Соколов, Юлия Денисова
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе. В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и руководитель благотворительного проекта по тюремному служению «Апрель» Юлия Денисова вынесли на обсуждение темы:
— Рождественский вечер журнала «Фома»;
— Подготовка к празднику Рождества Христова;
— День памяти апостола и евангелиста Матфея;
— Вещание Радио ВЕРА в следственных изоляторах.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
О благодарности. Ольга Цой
Однажды я спросила знакомого иеромонаха: «Батюшка, в чем смысл моей жизни?». Вопрос был не риторическим, очень личным. Думала, он скажет: «Как — в чем? У тебя семья, двое малолетних детей, надо их вырастить, воспитать...». Но батюшка ответил на мой вопрос не задумываясь: «Быть с Богом». «А как это — быть с Богом? — продолжила я. — Не понимаю. Уж очень абстрактно...». «Это значит — за все благодарить», — последовал ответ.
Я начала размышлять об этом. И стала замечать, как часто звучит слово «благодарим» в церковных службах! «Благодарим Господа!» — дает возглас священник во время Евхаристического канона. «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи...» — звучит молитва самого важного момента Литургии, во время которого происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. А в конце службы мы слышим призыв батюшки: «Поблагодарим Господа!».
Я посмотрела этимологию самого слова «благодарность». По-русски все очевидно — «благо дарить» — «делать добрые дела». А вот по-гречески это слово звучит как «евхаристия».
Евхаристия! Причастие! Стала читать святых отцов и поняла, что Таинство, которое установил Сам Господь, — не просто вкушение Его плоти и крови, чтобы так соединиться со Христом, это — благодарение за Его жертву, за Его любовь, за все блага, которые нам дает Господь ежедневно!
Так мы наследуем жизнь вечную. Выходит, благодарность, прославлять Бога, — это и есть путь в Царство Небесное.
Какой простой совет дал батюшка — благодарить Бога. И как много открылось мне, когда только попыталась начать это осознавать.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Борис Семёнов. «На зимнем перекрестке»
— Так вот он какой, Ирбит — маленький древний городок между Екатеринбургом и Тюменью. Спасибо тебе, Сергей, за интересную экскурсию. А за то, что привёл меня сюда, в музей изобразительных искусств — особая благодарность!
— Да полно, Андрей! Тебя, наверное, трудно удивить — живёшь в столице, столько произведений искусства повидал на своём веку.
— Повидал немало, отрицать не буду. И потому могу сказать уверенно — в здешней коллекции картин есть настоящие жемчужины. Взять хотя бы вот эту акварель Бориса Семёнова, «На зимнем перекрёстке».
— А что в ней особенного? Занесённый снегом город, хмурое небо. Основной цвет — серый...
— А ты приглядись повнимательней. Окунись в атмосферу, которую передал художник. Сумерки опускаются на город, уже включили фонари. Их череда вдоль дороги — словно гирлянда. Праздничными огоньками смотрятся и окна двухэтажных домов, и зелёный глаз светофора.
— Думаешь, это новый год?
— Совсем необязательно. Картина скорее говорит о том, что каждый день может дарить нам радость. Нужно лишь внимательно жить, уметь удивляться простым вещам. Тому, как могучий тополь полощет в небе ветвистую крону, или красный трамвай задорно звенит, прогоняя уныние.
— Трамвай на рисунке хорош! И дома мне здесь нравятся — старинная купеческая застройка. Интересно, что это за селение?
— Скорее всего, Екатеринбург. Точнее, Свердловск — именно так назывался город в годы жизни Бориса Семёнова. Он переехал в столицу Урала в 1938-ом.
— А родом художник откуда?
— Из Санкт-Петербурга. Хотя опять нужно сделать поправку — из Петрограда. Такое название было у города на Неве в 1917 году, когда Борис Семёнов появился на свет.
— А потом город стал Ленинградом.
— Верно. Ему, как и Свердловску, художник посвятил немало своих работ. Ещё он рисовал Москву и Ригу, где часто гостил у родственников. Во многих акварелях Бориса Семёнова легко узнаются черты того или иного города. Но рисунок «На зимнем перекрёстке» — это пейзаж настроения. Здесь важно не сходство, а тёплое впечатление, что перед тобой — родной уголок. У каждого человека он свой...
— Передать настроение — особый талант!
— И тем более с помощью акварели. Эта краска не даёт права на ошибку. Любое исправление оборачивается грязью на бумаге.
— Рисунок Бориса Семёнова чист и прозрачен. При этом детали переданы безупречно. Как художнику удалось настолько овладеть сложной техникой?
— Мне кажется, это сродни чуду. В начале своего творческого пути Семёнов писал картины маслом. Он занимался оформлением Свердловска к праздникам, делал заводские зарисовки. Его первые работы никого не впечатляли. А в какой-то момент Борис Александрович попробовал себя в новом жанре — и поразил всех! Он начал создавать настоящие шедевры!
— Может быть, художник и тематику поменял?
— Нет, дело не в этом. Семёнов по-прежнему посвящал свои работы производству, у него есть целая акварельная серия «Урал индустриальный». И там даже заводские трубы выглядят нежно и лирично. В рисунках дышит жизнь, чувствуется настроение, угадываются судьбы.
— В чём же секрет такого преображения?
— Может быть, в том, что акварель не терпит жёстких методик, учит доверять вдохновению. А что это, как ни помощь Божия в творчестве? Когда Борис Семёнов усвоил эту науку, само течение будней стало для него радужным, акварельным — удивительным. Картина «На зимнем перекрёстке» — одно из мгновений в светлом потоке дней.
Картину Бориса Семёнова «На зимнем перекрёстке» можно увидеть в Ирбитском государственном музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России