В начале XVIII-го века, по личному указанию Петра Великого, в России была издана одна из первых книг педагогического и воспитательного характера. Называлась она «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению». Это был сборник, куда входили правила и рекомендации для детей и юношества. Книга учила «младых отроков и девиц» тому, как достойно вести себя в самых разных ситуациях, дома и в обществе — то есть, по сути, являлась первым руководством по этикету и хорошему тону.
Авторство своеобразного учебника нередко приписывают самому Петру Первому. Историки не исключают, что разносторонне образованный царь, действительно, мог приложить свою руку к этому труду. Однако в числе главных авторов книги называют епископа Рязанского и Муромского Гавриила (Бужинского). «Зерцало...» содержит множество православных истин и поучений. Например, учебник называет смирение главнейшей добродетелью. И рекомендует: «Должно свои собственные слабости, немощи и несовершенство признавать. И для того пред Богом себя смирять, и ближнего своего больше себя почитать. Никого не уничижать, себя не возвышать, но каждому служить охотну и готову быть». А вот наставление, которое по сути своей является прямым парафразом христианской заповеди «Любите врагов ваших»: «Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай и в нужде их им служи». Была в книге и глава, которая называлась «Нравоучения от Священного писания», в которой содержались цитаты из Библии.
Книга «Юности честное зерцало» предназначалась, преимущественно, для дворянских детей. Поэтому в ней юношам, например, рекомендуется учиться фехтованию и иностранным языкам. «Охотно ходи в церкви и школы, а не мимо их», — советует сборник. Помимо вопросов этикета, книга давала юношам и девушкам начальные представления об азбуке и счёте. Неудивительно, что такой сборник пользовался огромной популярностью. Только в первые годы после выхода книга переиздавалась не менее 6 раз. Вплоть до конца XIX века, сборник оставался одним из востребованных педагогических пособий. В наши дни «Юности честное зерцало» представляет собой огромную историческую ценность как литературно-педагогический памятник петровских времён. Впрочем, и актуальности своей книга по сей день не утратила.
Все выпуски программы Открываем историю
«Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим»
Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим, чтобы имел я с чем предстать пред ангелами живыми.
Без живота твоего не смогу я дышать воздухом, которым дышат ангелы, не смогу вкушать хлеб, который ангелы вкушают. И вновь буду изгнан за врата Царства небесного, пред которыми лежу ныне будто расслабленный.
Прельстил меня мир хлебом своим — и засыпал душу мою камнями. Прельстил меня рыбою — и наполнил сердце скорпионами. Прельстил меня светом и окутал разум.
Нет во мне ненависти к нищему, но возненавидел я мир, который будучи нищ богатсвом кичится. Нет во мне ненависти к скупцу, но ненавижу я мир, который будучи скупцом похваляется щедростью. И к безумному нет во мне ненависти, но возненавидел я мир, который, будучи безумным, выдает себя за мудреца. Нет ненависти к больному, но возненавидел я мир, который словно чахоточный больной отравляет воду здоровым намеренно.
Господи, ненавижу лжеца и притворщика — говоря о небе, закопал он в землю жизнь мою.
Был некогда богатый торговец, и умер, и разграбили соседи лавку его, и стояла она разграбленная, лишь список дорогих товаров и имя лавочника на двери напоминали о хозяине.
Таков и я, подобен лавке той, со стыдом сказал себе. Всё ещё ношу имя жизни, а вся жизнь моя соседями моими разграблена.
Сыне Божий, Сыне Живота, напитай жизнью прах мой.
Освободи от камней душу мою, и напитай её хлебом истинным. Очисти сердце моё от скорпионов и исполни Тобою. Изгони тьму из ума моего и наполни его светом небесным.
Ибо, не ожить мне, если оживёт одна душа моя, а сердце полным смертных желаний останется. И не воскреснуть мне во Царствии Твоём, Господи, если только сердце моё очистится, ум же во мраке останется.
Воистину, пока все три источника не очистятся и не станут прозрачными, не будет жизни во мне, ибо если один только очистится два других замутят его.
Если два очистятся, довольно будет третьего, чтобы замутить два. Каждый из трёх источников во мне — или отравитель или спаситель других.
Сыне Живота, напитай жизнью прах мой. В Тебе одном мудрость моя, ибо в Тебе не только разум божественный, но и девство и святость божественная. Ибо, не был бы Ты рождён от девства божественного и святости, не стал бы мудростью, но остался бы ограниченным земным знанием и опытом мирским.
Сыне Божий, Ты еси хлеб единственный питающий жизнь мою. Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственная вода живая, утоляющая жажду пустыни жизни моей.
Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственный воздух чистый, исцеляющий расслабленность жизни моей. Помилуй, Господи и спаси мя!
«14-е воскресенье по Пятидесятнице». о. Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мученицы Людмилы Чешской, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобной Ефросинии Суздальской, преподобного Илариона Оптинского, святителя Дмитрия Ростовского, пророка Ионы.
Все выпуски программы Седмица
«Детям о вере». Иеромонах Макарий (Маркиш)
У нас в гостях был председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).
Мы говорили о том, как передать детям уважение к вере и христианским ценностям.