Андрей Борисович с племянником Павлом в Государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике Абрамцево.
— Как же хорошо здесь, в Абрамцево, дядя Андрей! Мне нравится и ухоженный парк, и необычная маленькая церковь, и особняк, в котором мы сейчас находимся. Совсем не похоже, что это музей-заповедник. Кажется, мы в гостях у старых друзей, просто они отлучились ненадолго.
— Ты очень чутко уловил атмосферу старинной усадьбы, племянник. Гостей здесь всегда принимали радушно — и хозяин, известный меценат Савва Иванович Мамонтов, и его супруга Елизавета Григорьевна. Именно она была душой этого дома. Пойдём, я покажу тебе её портрет. Его написал один из завсегдатаев Абрамцево, художник Виктор Васнецов. Вот здесь висит картина. Смотри!
— Портрет очень выразительный. Художник изобразил свою модель в простом чёрном платье, на тёмном размытом фоне. Свет, а вместе с ним всё внимание зрителя он направил на лицо женщины.
— И это лицо прекрасно! Не совершенством черт, а мягким, приветливым выражением, добротой в лучистых карих глазах.
— И мудростью! Хотя Елизавета Григорьевна здесь такая молодая.
— Ей исполнилось тридцать восемь лет, картина написана в 1885 году. У Мамонтовых на этот момент уже родились пятеро детей: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра. Кстати, обрати внимание — первые буквы их имён составляют имя отца: САВВА.
— Поразительно — ожившая аббревиатура! И она свидетельствует о том, что Елизавета Григорьевна очень любила мужа.
— Любила, безусловно. Этой женщине была ведома настоящая, подлинная любовь.
— Подлинная? А что это значит?
— Значит, христианская. Любовь, Паша — это свойство Бога. И когда человек стремится стать на Него похожим, жить по Его заповедям, то становится особенным — чистым, светлым. Рядом с такими людьми радостно.
— Такой и была Елизавета Мамонтова?
— Да. Об этом свидетельствуют воспоминания современников о ней, о её гостеприимном доме.
— А кто здесь бывал?
— Абрамцево служило творческой дачей для многих русских художников. Здесь писали картины Репин, Поленов, Коровин, Левитан, Нестеров, Серов.
— Васнецов!
— Да, и автор портрета Елизаветы Григорьевны, конечно же, тоже. В усадьбе Мамонтовых он создал цикл сказочных полотен: «Ковёр-самолет», «Алёнушка», «Три богатыря». А ещё по просьбе хозяйки он сделал эскизы для строительства Спасского храма, который тебе так понравился.
— Наверное, нет человека, которому бы не нравилась эта маленькая белая церквушка.
— Верно! Храм Нерукотворного образа Спаса строили сообща все обитатели Абрамцева. Художники расписывали его. Хозяин, Савва Мамонтов, высекал узоры на карнизе под крышей, как заправский каменотёс. Елизавета Григорьевна вышивала хоругви. Церковь стала воплощением и средоточием любви, которая царила в усадьбе. И кажется правильным и справедливым, что именно в ограде этого храма обрела последний приют гостеприимная хозяйка Абрамцева...
— ...Образ которой трепетно и правдиво сохранил для нас Виктор Васнецов. Теперь я буду помнить её имя — Елизавета Григорьевна Мамонтова.
Картину Виктора Васнецова «Портрет Елизаветы Мамонтовой» можно увидеть в Государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике Абрамцево
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов