— Маргарита Константиновна, вам какой вариант картины Ивана Айвазовского «Сотворение мира» больше по душе — тот, что висит перед нами в Русском музее, или который хранится в Венеции?
— Знаете, Андрей Борисович, я бы не стала разделять эти два полотна, написанные с разницей в двадцать с лишним лет. Каждое из них имеет свою ценность, а вместе они показывают, как с годами изменилось у художника восприятие первых строк библейской Книги Бытия. Вот этих, помните? «В начале Бог сотворил небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою...».
— Конечно, помню! Там дальше ещё: «И сказал Бог: Да будет свет! И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош. И отделил Бог свет от тьмы». Вот это рождение света и хотел показать художник.
— И он нашёл неожиданный вариант. Мгновения Сотворения мира Иван Константинович распознал в морской стихии, столь близкой ему. Первый вариант картины художник написал в двадцать три года. Я видела эту работу в Венеции, и она врезалась мне в память: море, лучи солнца, золотой свет, разливающийся во тьме над бушующими волнами, и самое яркое пятно — отчётливый силуэт Творца в сиянии славы.
— Мне тоже довелось лицезреть это полотно. Оно и впрямь производит сильное впечатление.
— А в 1841 году картина стала настоящей сенсацией. Айвазовский в то время совершенствовал мастерство в Италии как стипендиат Императорской академии художеств, и там представил свою работу публике. Итальянские критики приняли её с восторгом! Они говорили, что никто прежде так живо и достоверно не передавал игру света и воды.
— А вот интересно, картиной восторгались исключительно как пейзажем? Или её оценили и как религиозное произведение искусства?
— Думаю, что оценили. Неспроста же папа Римский Григорий Шестнадцатый наградил Айвазовского золотой медалью Ватикана и захотел купить полотно.
— И купил, насколько я помню?
— Художник даром отдал понтифику свою картину. Она долгое время украшала папские покои, прежде чем была подарена армянскому монашескому ордену в Венеции.
— А как вы думаете, Маргарита Константиновна, почему Айвазовский вернулся к сюжету Сотворения мира ещё раз спустя много лет?
— Наверное, потому что эта тема его волновала, как всякого верующего человека. К тому же, всегда интересно повторить тот опыт, что удался тебе в молодости, пройти ещё раз путь, который был увлекательным и успешным.
— Это точно. Творческим людям часто хочется вернуться к прежним достижениям. И далеко не у всех получается их воспроизвести.
— У Айвазовского более чем получилось. Картину, которую мы видим перед собой в Русском музее, он написал в 1864 году, уже будучи зрелым мастером. Она контрастней, динамичней, выразительней. В ней есть новые детали. Например, вот здесь, справа, взгляните: таинственное красное свечение рассеивает кромешную тьму. На мой взгляд, это удачная находка, символ рождения. Ведь красный — цвет жизни.
— А мне нравится, что здесь сияющая фигура Творца написана не столь явно, как в юношеском варианте картины. Силуэт Бога в небе не сразу и распознаешь. Он словно соткан из ослепительно белых облаков.
— Эта деликатность — пожалуй, принципиальное отличие шедевра Русского музея от картины итальянского периода. Произведение Ивана Айвазовского «Сотворение мира», что хранится в Венеции — вдохновенная иллюстрация к Книге Бытия. А одноимённое полотно, что висит перед нами в Русском музее — философская работа. Она не только заставляет размышлять об истоках мироздания, но и свидетельствует о том, что присутствие Бога в нашем мире несомненно.
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.
28 апреля. О духовном смысле праздника Вербного воскресенья
Сегодня 28 апреля. Вербное воскресенье.
О духовном смысле праздника, — епископ Черняховский и Славский Николай.