Образ Божией Матери «Всех скорбящих радость» написал в конце семнадцатого века иконописец Московской Оружейной палаты Иван Безмин. Художник изобразил Пречистую Деву в полный рост в сиянии славы. Слева и справа от Неё он представил людей, обуреваемых скорбями. Над страждущими на изображении парят ангелы, подавая милость Небесной Заступницы. Тут же о них молятся святые Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, Феодор Сикеот и Григорий Декаполит.
Икону «Всех скорбящих радость» поместили в столичном храме Преображения Господня. По молитвам перед святыней исцелилась страдавшая тяжёлым недугом дворянка Евфимия Папина, сестра московского митрополита Иоакима. Вскоре после этого Церковь прославила образ, как чудотворный. Святое изображение Божией Матери широко распространилось по Руси в многочисленных списках. С одним из них связана удивительная история.
Она произошла в девятнадцатом веке в Санкт-Петербурге. Там, за Невской Заставой, неподалёку от Стекольного завода, стояла деревянная часовня. В ней хранился список образа Богородицы «Всех скорбящих Радость». Святыня висела рядом с металлической кружкой для сбора пожертвований. 23 июля 1888 года во время грозы молния ударила в часовню, и она загорелась. От здания остался лишь остов, огонь полностью уничтожил внутреннее убранство.
Каково же было удивление людей, когда они обнаружили на пепелище невредимую икону! К ней непостижимым образом прикрепились несколько монет из кружки для пожертвований, которая полностью расплавилась. Деньги легли на изображении веером, не коснувшись лика Пречистой Девы. Образ не только не пострадал от огня — его краски стали светлее и чище.
Перед иконой «Всех скорбящих Радость» в восстановленной часовне стали служить молебны. И вскоре стало известно о многочисленных исцелениях, совершившихся по молитвам перед чудотворным образом. В 1898 году святыню перенесли в храм, специально для неё построенный и ей посвящённый. При советской власти эту церковь снесли. Но икону «Всех скорбящих Радость» верующим удалось спасти. В 1932 году её поместили в ленинградском храме Святой Троицы, именуемом за свои необычные формы «Кулич и пасха». Чудотворный образ и поныне там, справа от Царских врат.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.