Игоревский образ Божией Матери относится к иконографическому типу Елеуса, что в переводе с греческого означает Умиление. Изображение передаёт исполненное безграничной любви общение Пречистой Девы и Её Божественного Сына. Младенец Христос прижимается щекой к лику Матери, а Она с нежностью склонила к Нему голову.
Название иконы связано с именем святого страстотерпца Игоря, благоверного князя Черниговского. Он жил в двенадцатом веке. Это было время междоусобных войн за Киевский престол между двумя ветвями династии Рюриковичей. В 1138 году к власти в городе с помощью интриг и военных действий пришёл Черниговский князь Всеволод Ольгович. Он игнорировал интересы жителей и настроил их против себя. А умирая, завещал престол своему младшему брату Игорю.
Киевляне принесли присягу новому правителю, но при этом слукавили. Они тайно призвали на престол Переяславского князя Изяслава и помогли ему завладеть городом. Дружину Игоря разбили, а сам он был вынужден скрываться. Беглеца взяли в плен и заточили в сруб без окон и дверей, вкопанный в землю. Пленник тяжело заболел и попросил у Изяслава позволения принять иноческий постриг перед смертью. Тот проявил милосердие, Игорь стал насельником Киево-Печерской лавры и прожил там год. Он строго держал монашеские обеты, дни и ночи проводил в молитве перед иконой Божией Матери.
Игорь был уже далёк от политики. Но в Киеве нашлись люди, которые решили расправиться с князем-иноком. Они ворвались в храм, где Игорь молился, и жестоко убили его. Церковь прославила мученика в лике святых. Икона Божией Матери, перед которой он предстоял в свой последний час, стала называться Игоревской.
Реликвия долгое время хранилась в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. На протяжении веков по молитвам перед ней паломники получали от Богородицы утешение и помощь. Но во время фашистской оккупации в сороковые годы двадцатого века Игоревская икона бесследно исчезла, её местонахождение неизвестно до сих пор.
Однако в Москве, в Третьяковской галерее хранятся два списка чудотворного образа. Оба они выполнены в шестнадцатом веке по распоряжению митрополита Макария. Московский святитель благословил тогда сделать точные копии самых почитаемых на Руси икон. Игоревская была одной из них.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Перемена. Яна Артюшина
Я вспоминаю период тяжелых духовных поисков, когда я была уже крещена, но не знала Евангелия, не знала Христа. Я не понимала, зачем рождаться, умирать, есть, спать, радоваться, страдать? Где эти ответы только не искала. В моей голове, как на библиотечных полках, скопилось множество книг по психологии, философии, мифологии, не остались без внимания и материалы о духовных практиках заморских культур, но вопрос «Зачем?» по-прежнему оставался без ответа.
Однажды ночью, я почувствовала предел отчаяния от бесплодных поисков, от набивших оскомину «ты этого достойна» и «полюби себя», от непонимания «Что такое хорошо и что такое плохо?». В груди было больно, от непонятной тоски сжималось сердце. Я села на диван. Потом встала. Подошла к шкафу, в котором хранилась одна древняя книга. Взяла ее, открыла.
Пятая глава Евангелия от Матфея: «Увидев народ, Он взошёл на гору и отверзши уста Свои, учил их говоря...». То, что произошло во мне дальше можно описать одним словом — «перемена».
Когда я стала читать заповеди блаженства, в районе солнечного сплетения физически ощутила лёгкость. Наконец, получилось вздохнуть глубоко. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», — прочитала я. Неожиданно, от слов «Царство Небесное» на душе стало мирно. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» и тут же ручьём полились слёзы. «Блаженны алчущие и жаждущие правды...» и появилась надежда. «Блаженны милостивые...» и ушли обиды. «Блаженны миротворцы...» и в сердце пришла такая радость, что захотелось обнять всех на свете.
В ту минуту Евангельская весть обновляла меня изнутри, сжигая всё дурное. И именно тогда я поняла, что ответы на все мои вопросы были даны уже две тысячи лет назад, причём поняла я это не умом, а сердцем. В те минуты мне не требовались доводы, доказательства, я четко осознала, что всё описанное в тексте Библии — правда. Как? Ответить не могу. Просто стало ясно.
И я нашла ответы на все свои вопросы. Евангелие — это описание законов нашего мироздания. Живущий по ним становится счастливым.
Автор: Яна Артюшина
Все выпуски программы Частное мнение
«Воевать с врагами не значит ненавидеть»
В 1904 году разразилась Русско-японская война. Епископ православной миссии в Японии Николай Касаткин вынужден был в это время отказаться от участия в общественных богослужениях. На них верующие японцы молились о победах своего императора. Однако владыка не бросил в трудный момент японскую Церковь. Он остался в Японии, и все силы миссии направил на помощь пленным русским воинам. Весь его ежедневный рабочий график был заполнен делами милосердия. Японская Православная Церковь оказалась в двусмысленной ситуации. С одной стороны православные японцы должны были воевать, как подданные императора, с другой стороны соотечественники не доверяли Церкви под предводительством русского архиерея. Владыке пришлось отвечать на вопрос — должны ли японские христиане участвовать в войне против России. Владыка сказал, что православные японцы обязаны выполнить долг перед своей родиной вместе со всем народом. При этом архиепископ Николай обратился к пастве с такими словами:
«Воевать с врагами не значит ненавидеть».
Все выпуски программы Слова Святых
Мгновенный ответ. Яна Артюшина
Я проснулась утром от очень страшного сна. Настолько мне было не по себе, что я начала молиться. Спросила Бога: «Ведь Ты рядом? Ведь Ты живой?». Удивительно, но на первый вопрос ответ пришёл сразу — беспокойство исчезло, словно и не было, в груди стало легко.
Я потянулась за телефоном, чтобы узнать время. Конечно, и в голову не могло прийти, что в тот же миг, через экран, получу ответ и на второй вопрос. Захотелось открыть You-Tube. Нажала на первое видео. Это был один из выпусков «Светлых историй» на Радио ВЕРА. Ведущая Алла Митрофанова рассказывала о Ланчанском чуде.
История произошла в восьмом веке от Рождества Христова. Один монах из итальянского городка Ланчано служил Литургию, и у него возникло сомнение: истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. Со словами молитвы он преломил Евхаристический хлеб и увидел в чаше не вино, а густую красную жидкость, похожую на кровь. И плоть человеческую.
Спустя двенадцать веков было проведено исследование, и учёные выяснили: кровь из Ланчано принадлежит той же четвёртой группе, что и кровь на Туринской Плащанице. Кроме того, было установлено, что плоть является фрагментом мышечной ткани человеческого сердца, содержит миокард, эндокард и блуждающий нерв.
Это потрясает! Время не изменило свойств крови, — она не испортилась, только свернулась в пять шариков. И совсем непостижимо — вес одного шарика крови оказался равен весу пяти шариков вместе взятых.
В то утро Господь не только показал мне, что Он живой, что Он истинный Бог и истинный Человек с нетленной кровью, Христос словно повторил для меня те слова, которые однажды произнёс утопающему Петру: «Маловерный! Зачем ты усомнился?». В минуту моей слабости Господь укрепил в вере, показав, что Его кровь — одна во все века. Кровь, пролитая и за Петра, и за монаха из Ланчано, и за меня.
Ах, если бы только мы всегда помнили, что Творец мира стоит рядом, никогда не пренебрегая нами, нашими тревогами и самыми малыми просьбами, мы бы никогда не отчаивалась, да что там не отчаивались, в нашей жизни просто не существовало бы ни одного повода даже для лёгкой грусти!
В деле спасения любого человека для Господа Христа не существует маловажных ситуаций. Он всегда готов протянуть нам Свою сильную, щедрую руку, как тогда, на Генисаретском озере, своему тонущему ученику.
Автор: Яна Артюшина
Все выпуски программы Частное мнение