Из записок правнучки Александра Пушкина
В октябре, который для многих из нас «лицейский месяц», — ведь День Царскосельского лицея — 19 октября; так вот, в октябре 1830 года Пушкин записал в своей тетради такие боговдохновенные строки:
Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога Самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его...
«...Пишу — прошлое, настоящего своего я не трогаю... Все мои записки касаются прежнего. Частично они описывают семью моего деда — Александра Александровича Пушкина... склад их жизни... И кроме того — моё детство».
По второй строке пушкинских стихов, с которых я начал программу, — и была названа дивная книга записок правнучки Пушкина — Наталии Шепелёвой-Мезенцовой, которая прожила на свете 95 лет и отошла к Господу в 1999-м. Это её живой голос вы сейчас слышали.
Многие из нас застали её, жили с ней в одно время, не подозревая, что где-то неподалёку от нас — она, помнящая всех четырёх детей своего великого прадеда
«В них обретает сердце пищу...» — так называется книга Наталии Николаевны.
В 2019-м, через два десятилетия после её кончины, эти светлые, подробные, трогательные, драматичные и горькие (да, и горькие, время не пощадило семью Пушкиных) воспоминания вышли усилиями издательства «Русский путь» — вторым изданием.
Итак, правнучка Пушкина и внучка старшего сына поэта.
«...Он — мой крёстный отец — дедушка. Александр Александрович.
...Это было... Мы приехали к обеду, к дедушке. В Плотниковом переулке. И дедушка был где-то в присутственном месте, его не было дома. Мы ждали его к обеду. Наконец, приехал. Раздался звонок, пришёл дедушка. И вот как сейчас, вы знаете, я запомнила, как он шёл, вот это вот осталось в памяти: какой-то звук его шпор, и сабля, которая колотилась по полу, — он так придерживал её рукой немножко... И он, когда вошёл — в своём парадном мундире, вот как на фотографии он изображён, гусарский этот, с ментиком, голубой с жёлтым — мундир, в золотых очках... У него был такой, очень какой-то внушительный, я бы даже сказала, красивый вид. И вот таким он мне запомнился. Больше я с ним не встречалась, потому что он скончался в четырнадцатом году».
Записей голоса Наталии Николаевны Мезенцевой у нас бы и не было, не будь усилий директора Всероссийского музея Пушкина — дорогого моего старшего друга, Сергея Михайловича Некрасова.
Это он разговаривает с правнучкой поэта в документальных фильмах режиссёра Константина Артюхова «Машка, Сашка, Гришка, Наташка» и «Бог помочь вам, друзья мои». Некрасов писал сценарии к этим фильмам, писал и послесловие к запискам незабвенной Наталии Николаевны Мезенцовой.
И — дружил с ней... Низкий поклон вам, Сергей Михайлович.
А стихотворение Пушкина, которым мы открыли нашу «Закладку», — «Два чувства дивно близки нам...» — на самом деле не было закончено. Там, в финале должно говориться о том, что без этих двух чувств (любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам) — душа наша — цитирую — «...алтарь без Божества».
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
Деяния святых апостолов
Деян., 13 зач., V, 1-11.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви происходили совершенно невероятные события. Невероятной была способность апостолов именем Христовым совершать потрясающие воображение чудеса, невероятными были вообще все духовные дарования Древней Церкви. Однако были в то время и такие проявления силы Божией, от которых становится страшно. Одно из таких проявлений вмешательства Бога в жизнь апостольской общины описано в 5-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 5.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Действительно, великий страх обымает всех, кто слышит эту историю. К страху примешивается и непонимание: зачем же нужно было карать смертью тех людей, которые всего лишь утаили часть собственных средств? Да, обманывать нехорошо, но разве смерть — адекватное наказание за такое прегрешение?
Можно было бы подумать, что эти и подобные им вопросы вызваны характерным для нашего времени гуманистическим прочтением Священного Писания, однако недоумение история Анании и Сапфиры вызывала и в первые века христианства, а потому мало кто из древних толкователей обходил эту историю своим вниманием, благодаря этому мы можем увидеть, что Церковь, с одной стороны, никогда не пыталась сгладить впечатление от чрезвычайной строгости наказания Анании и Сапфиры, а с другой — Церковь всегда понимала необходимость такого наказания.
Дело здесь в том, что в первые годы после Сошествия Святого Духа на апостолов Церковь не могла позволить пребывать в своей ограде чему бы то ни было несовершенному, ведь это было время, в которое шла наиболее активная проповедь, люди, слушая апостолов и видя безукоризненную нравственную чистоту христиан, стремились примкнуть к ученикам Христовым, и нельзя было допустить, чтобы внутри христианской общины была какая-либо скверна, уничтожающая собой апостольскую проповедь. Кроме того, некоторые толкователи проводили параллель между грехом Анании и Сапфиры и грехом Иуды — в обоих случаях речь идёт об изощрённом сребролюбии, прикрытом ложью и лицемерием. Мы знаем, к чему привёл грех Иуды, тем более остро помнили и чувствовали последствия этого греха апостолы, и они не имели права не показать всем последующим поколениям христиан невероятную тяжесть этого греха.
А ещё эта история напоминает нам о крайне важной истине: Бог не только милует нас и прощает, Бог наказывает тех, чьи грехи могут стать причиной соблазна для других людей. Об этом предупреждал Сам Христос, и Его слова — это не пустой звук: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17:1–2).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образование и новые технологии». Михаил Сумбатян
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в студии был директор и основатель группы компаний IThub Махаил Сумбатян.
Мы говорили о пути нашего гостя к созданию образовательного проекта, о важности взаимодействия педагога и ребенка, об особенностях обучения в колледжах, а также о том, как лучшие технологии и достижения науки и бизнеса использовать в системе образования и как через образование передать детям любовь к родной стране.
«Народное церковное искусство в СССР». Кирилл Вах, Дмитрий Антонов
У нас в гостях были руководители проекта «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие»: действительный член Императорского Православного Палестинского общества Кирилл Вах и доктор исторических наук Дмитрий Антонов.
Разговор шел об особенностях церковной утвари и икон, появлявшихся в период советского времени, как люди самостоятельно создавали иконы и украшения для них, а также о том, какие удивительные тайны хранят эти народные традиции.