Адрес храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях:
121087, Москва, ул. Новозаводская, 6.
Телефоны: +7 (499) 148-45-52.
Как проехать к храму:
Ст. метро «Фили», далее пешком 500 метров.
Считается, что название Фили произошло от маленькой речушки Хвильки, в просторечии Фильки, правого притока Москвы-реки. Есть версия, что Фили - от финно-угорского «веле» – «поселение». Однако мы не о Филях. А о необыкновенной красоты Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, но – в Филях, на Новозаводской улице, 6.
Храм был основан в 1619 году владельцами здешних земель Мстиславскими и недавно воцарившимся Михаилом Федоровичем в честь великого для Москвы и России события: в праздник Покрова, 1 октября 1618 года, польские войска были отброшены русскими от Москвы. Это было окончание Смутного времени. В этой победе москвичи увидели покровительство Богородицы, и тогда в Москве появились несколько новых Покровских церквей, в том числе и в Филях.
Нынешнее же здание храма возвел в последние годы 17-го века Лев Кириллоич Нарышкин, дядя Петра Первого.
На первом этаже находилась церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Льва Нарышкина от смерти (он молился перед этой иконой во время стрелецкого бунта).
Эта церковь стала домовым храмом Нарышкиных в филевской вотчине, где была устроена одна из первых в России усадеб на европейский «регулярный» манер: парк, пруды, фруктовый сад, дворец с башней, увенчанной часами. После постройки новой церкви резиденция стала именоваться селом Покровским, иногда с прибавлением «Фили тож».
Имя архитектора, к сожалению, неизвестно. Известно другое. Церковь Покрова в Филях считается одним из красивейших московских храмов постройки конца XVII века. Мало того, она также считается ярчайшим образцом уникального архитектурного стиля под названием «нарышкинское барокко».
Церковь красотою своею буквально потрясла современников и вызвала у многих желание иметь у себя подобное чудо. Кстати, многие знатные люди позже строили себе домовые храмы, практически копируя не только внешний стиль, но и многие элементы внутреннего убранства.
Искусствовед Игорь Грабарь, назвал филевскую церковь «легкой кружевной сказкой», при этом особо подчеркивая, что это «чисто московская, а не европейская красота».
В июле 1941 года храм был закрыт. Тогда же сняли купола, и разобрали верхнюю часть, чтобы немецкие артиллерийские наводчики не могли использовать церковь как ориентир для корректировки стрельбы.
В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века. В 71 году храм передали музею имени Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал, который открылся к московской Олимпиаде.
В конце 90 года церковь как бы вернули верующим, но только нижний Покровский храм. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника, чего Церковь якобы обеспечить не сможет, ведь храм Покрова в Филях внесен ЮНЕСКО в перечень «Сокровищ мира».
Странная и неправильная ситуация, которая, даст Бог, разрешиться наилучшим образом.
В любом случае - Церков Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, на Новозаводской улице, 6 – это красота, которую вы просто обязаны увидеть.
Адрес сайта: http://pokrov-fili.ru/
Схема проезда:
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 141 зач., IX, 2-12.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Вас когда-нибудь смущало, когда вы узнаёте, что некий знакомый — вполне успешный, здоровый, красивый молодой человек — вдруг всё оставляет и уходит в монашество? Если да, то отрывок из 1-го послания апостола Павла к Коринфянам — именно для вас! Давайте послушаем 9-ю главу, которая сегодня читается в храмах во время богослужения.
Глава 9.
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
3 Вот мое защищение против осуждающих меня.
4 Или мы не имеем власти есть и пить?
5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
В сегодняшнем апостольском чтении многократно повторяется одно и то же слово — «власть» — по-гречески — εξουσία. В прямом смысле слова «власть» — это законное право или способность действовать. Но апостол Павел не просто так использует это слово снова и снова именно в своих риторических вопросах: тем самым он хочет особо подчеркнуть нечто крайне важное. Что же именно — давайте разбираться.
Ни для кого не секрет, что среди остальных апостолов Павел стоял «не в ряду», сильно выделяясь. Он единственный происходил из фарисеев, духовной элиты, ученик Гамалиила — ещё бы не отличался от простых рыбаков и сборщиков податей! Но, кроме этого, Павел ещё и вёл себя... подозрительно: он не был женат, старался не обременять своих слушателей сборами для своих личных нужд, предпочитая зарабатывать самостоятельно — и в целом вызывал скорее раздражение у апостолов, чем радостное принятие. Причина — непривычная широта взглядов вместе с самым настоящим радикализмом. Неудивительно, что это вносило определённую тональность в его деятельность. И перед нами — фактически оправдательная речь перед теми, кто смущается его поведением, нетипичным даже для первых христиан.
Апостол Павел мудро и деликатно в форме вопрошаний озвучивает «висевшие в воздухе» вопросы к нему — и даёт ясный ответ: да, всё правильно, все эти вопросы — совершенно правомочны. Но — есть одна маленькая деталь. Он существенно повышает планку личной праведности с единственной целью: не дать повода тем, кто хотел бы усмотреть в его проповеднической и миссионерской деятельности всего лишь... разновидность «бизнеса на духовной тематике». У него есть право — такое же, как и у всех других проповедников, — иметь супругу, питаться от пожертвований, пользоваться гостеприимством — и всё это ни разу не зазорно. Но он переступает через все эти свои права не потому, что они — ущербны или неправильны — а только потому, что не хочет дать даже малейший повод для «претыкания» тем, кто эти поводы с удовольствием отыскивает.
Пример апостола — хороший повод для нас задуматься, на самом ли деле мы готовы также бережно относиться к тем, кто находится вне всякой религии и веры — пытаясь искренне понять, обо что именно прежде всего спотыкаются эти люди, начиная смотреть в сторону Церкви Христовой?..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Соне и другим подопечным Марфо-Мариинской обители
Соня с трёх лет живёт в Елизаветинском детском доме. Это благотворительный проект. Находится он в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. В этом месяце Соне исполняется 11 лет. Она заботливая и внимательная девочка, всегда опекает младших и старается помочь взрослым — и салат на обед приготовит, и общую игру организует, и комнату в порядок приведёт. Настоящая помощница воспитателям!
Одно из её любимых увлечений — вязать крючком. Причём вязать Соня может и на детской площадке, и в метро, и в кровати перед сном. У неё всегда под рукой крючок и моток ниток. Ещё девочка с удовольствием осваивает швейную машинку, плетёт из бисера и вышивает.
Сотрудники Елизаветинского детского дома занимаются всесторонним развитием детей, поддерживают их интересы и обеспечивают всем, что нужно для творчества и учёбы.
На днях Соня вместе с другими девочками из детского дома отправилась в школу. И сейчас перед воспитателями стоит важная задача — приобрести на весь учебный год тетрадки, книги, ручки и многое другое. Но без помощи им не обойтись.
Сегодня на территории Марфо-Мариинской обители помимо Елизаветинского детского дома, работает ещё несколько социальных проектов. В каждом из них есть маленькие и юные подопечные, которым важна поддержка — это ребята с инвалидностью, сироты и дети из малоимущих семей.
Чтобы подготовить их к школе обитель милосердия ежегодно проводит акцию «Собери рюкзак добра». В этом году её участниками стали 268 детей, и вы можете их поддержать. Переходите на сайт: https://rukzakdobra.ru/ и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«11-е воскресенье по Пятидесятнице, Сретение Владимирской иконы Богородицы». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресенье, о празднике Сретения Владимирской иконы Богородицы, об Усекновении главы Иоанна Крестителя, о церковном новолетии (индикте), о праздновании Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, а также о днях памяти благоверного князя Даниила Московского и мучеников Адриана и Наталии.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица