В конце 90-х годов 19-го века в небольшом селе Елизаветино Псковской губернии жизнь текла по-провинциальному тихо. Зимой село заметало снегом, и люди редко выходили со двора. В это время улицы оживали разве что по воскресеньям, когда народ шёл на литургию в сельский Вознесенский храм. Летом взрослые жители занимались хозяйством. Старшие дети им помогали. А младшие целыми днями носились по живописным окрестностям. Девочки собирали цветы и ягоды. Мальчишки лазили по деревьям, гоняли воробьёв и ворон. Шалили не со зла, а, скорее, от скуки. Но всё изменилось, когда в село приехала барыня — помещица Елизавета Евгеньевна Ваганова.
Елизавета Евгеньевна была известной личностью не только на родной Псковщине, но и в самом Петербурге. В столице на протяжении восьми лет она руководила благотворительной организацией «Общество пособия несовершеннолетним, освобождённым из мест заключения». Ваганова помогала оступившимся подросткам вернуться к честной жизни. Организация предоставляла им работу, оказывала финансовую поддержку. А главное — давала уверенность в том, что они не изгои, что каждый из них нужен и важен. Елизавета Евгеньевна писала: «Их спасти можно, если взяться умеючи, с любовью и ласкою. Через наши руки прошло 1572 (тысяча пятьсот семьдесят два) человека. Теперь многие открыли свои мастерские и уже берут наше новое поколение ребят в ученики».
В село Елизаветино, своё родовое имение, Ваганова приехала в 1898 году — после столичной суеты захотелось тихой жизни на природе. Когда-то, ещё девочкой, она писала стихи и рассказы о красоте родного края. Эту красоту ей казалось важным сохранить. Тёплым майским днём Ваганова собрала в имении местных мальчишек. Сорванцы заходили в большую, светлую залу, немного робея. На днях барыня увидела, как они стреляли бумажными шариками по воробьям. А ну, как ругать станет? Но Елизавета Евгеньевна встретила гостей радушно, усадила за чай с пирогами. И предложила создать... общество защитников природы. Её простые и трогательные слова о том, что деревья, растения, звери и птицы — творения Божии, и следует их оберегать, дошли до мальчишеских сердец. За чаем все вместе придумали основные правила нового общества: не обращаться дурно с животными и не мучить их. Всех птиц и их птенцов беречь и защищать. Гнёзд не разорять и яиц из них не брать. И других отговаривать от проявления жестокости и дурного обращения со слабыми творениями. Общество было решено назвать «Майский союз». На прощание Елизавета Евгеньевна подарила каждому по значку с летящей ласточкой — мальчишки тут же важно прикололи их на картузы.
Поначалу в Майский союз вступили 26 ребят. Однако уже через несколько месяцев его численность кратно увеличилась. Раз в месяц «союзники», как сами они себя именовали, собирались в барском доме и рассказывали о своих наблюдениях за жизнью зверей и птиц. По весне организованно высаживали деревья, мастерили скворечники. Ваганова часто устраивала для крестьянских мальчишек праздничные мероприятия — обеды и чаепития с весёлыми конкурсами и призами, экскурсии к святыням Псковщины.
Слава первой в истории России детской экологической организации вышла далеко за пределы губернии. В 1903 году император Николай II и императрица Александра Фёдоровна прибыли во Псков, и во дворе Поганкиных палат устроили торжественный приём в честь Елизаветы Вагановой и её подопечных.
Дальнейшая история елизаветинского «Майского союза», казалось, растворилась в вихре революционных потрясений начала ХХ века. До сих пор не ясна судьба и самой Елизаветы Евгеньевны. Что стало с нею после 1917-го года, где она жила и когда скончалась — неизвестно. Зато известно, что дело её не кануло в Лету. В 2011 году, после почти векового перерыва, школьники из Псковской области решили возродить Майский союз, и присвоили организации имя его первой создательницы — Елизаветы Вагановой.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим»
Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим, чтобы имел я с чем предстать пред ангелами живыми.
Без живота твоего не смогу я дышать воздухом, которым дышат ангелы, не смогу вкушать хлеб, который ангелы вкушают. И вновь буду изгнан за врата Царства небесного, пред которыми лежу ныне будто расслабленный.
Прельстил меня мир хлебом своим — и засыпал душу мою камнями. Прельстил меня рыбою — и наполнил сердце скорпионами. Прельстил меня светом и окутал разум.
Нет во мне ненависти к нищему, но возненавидел я мир, который будучи нищ богатсвом кичится. Нет во мне ненависти к скупцу, но ненавижу я мир, который будучи скупцом похваляется щедростью. И к безумному нет во мне ненависти, но возненавидел я мир, который, будучи безумным, выдает себя за мудреца. Нет ненависти к больному, но возненавидел я мир, который словно чахоточный больной отравляет воду здоровым намеренно.
Господи, ненавижу лжеца и притворщика — говоря о небе, закопал он в землю жизнь мою.
Был некогда богатый торговец, и умер, и разграбили соседи лавку его, и стояла она разграбленная, лишь список дорогих товаров и имя лавочника на двери напоминали о хозяине.
Таков и я, подобен лавке той, со стыдом сказал себе. Всё ещё ношу имя жизни, а вся жизнь моя соседями моими разграблена.
Сыне Божий, Сыне Живота, напитай жизнью прах мой.
Освободи от камней душу мою, и напитай её хлебом истинным. Очисти сердце моё от скорпионов и исполни Тобою. Изгони тьму из ума моего и наполни его светом небесным.
Ибо, не ожить мне, если оживёт одна душа моя, а сердце полным смертных желаний останется. И не воскреснуть мне во Царствии Твоём, Господи, если только сердце моё очистится, ум же во мраке останется.
Воистину, пока все три источника не очистятся и не станут прозрачными, не будет жизни во мне, ибо если один только очистится два других замутят его.
Если два очистятся, довольно будет третьего, чтобы замутить два. Каждый из трёх источников во мне — или отравитель или спаситель других.
Сыне Живота, напитай жизнью прах мой. В Тебе одном мудрость моя, ибо в Тебе не только разум божественный, но и девство и святость божественная. Ибо, не был бы Ты рождён от девства божественного и святости, не стал бы мудростью, но остался бы ограниченным земным знанием и опытом мирским.
Сыне Божий, Ты еси хлеб единственный питающий жизнь мою. Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственная вода живая, утоляющая жажду пустыни жизни моей.
Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственный воздух чистый, исцеляющий расслабленность жизни моей. Помилуй, Господи и спаси мя!
«14-е воскресенье по Пятидесятнице». о. Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мученицы Людмилы Чешской, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобной Ефросинии Суздальской, преподобного Илариона Оптинского, святителя Дмитрия Ростовского, пророка Ионы.
Все выпуски программы Седмица
«Детям о вере». Иеромонах Макарий (Маркиш)
У нас в гостях был председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).
Мы говорили о том, как передать детям уважение к вере и христианским ценностям.