Я всё думаю: когда же я остепенюсь? Когда жизнь моя будет размеренной, плавной, гармоничной? По возрасту вроде бы давно уж пора...
А я всё в каком-то вихре, и лишь воздыхаю на лету: «Господи, помилуй! Господи, дай сил, чтоб всё успела, всё смогла!» И понятия об отдыхе какие-то солдатские: выспаться. И несбыточное желание: вот бы в сутках было не 24 часа, а хотя бы 36! Работа, быт, заботы о близких, а тут ещё вентиляция засорилась, надо мастера вызывать... А тут ещё кошка на улицу убежала, потом нашли её, но всю в проплешинах, надо лечить... Да всего не перечислить. Хочется, чтоб дома было хорошо: тепло, чисто, вкусно. И выслушать каждого, и помочь... Делаешь постоянно, что должно. А вечером садишься за компьютер: работа сама себя не напишет, сроки поджимают.
А ведь живу-то в Переславле-Залесском, чудесном древнем городе! Здесь на берегу Плещеева озера часами сидят художники. Я прохожу мимо, украдкой бросаю взгляд на холсты. Эх, мне бы так! Краски и кисти годами лежат нетронутыми в ящике стола. Потому что всегда нужно делать что-то быстрое, срочное, необходимое, а сесть вот так на берегу с мольбертом — роскошь, отодвинутая на неопределенное счастливое будущее. И просто фотографирую озеро, ветку, отражённую в воде, лодку на волнах... Щёлк — и полетела дальше.
Но есть в подобном душевном настрое некоторая опасность. Я знаю это и себя окорачиваю: остановись, не искушай Господа! Не охай и не сетуй! И вспоминаю недолгий, но очень-очень спокойный период жизни. Муж мой уехал тогда на всё лето на заработки, дочь отправилась в оздоровительный лагерь, а я не работала. Я ждала второго ребёнка, жила в очень комфортных условиях в тихом благоустроенном районе большого города, у меня была маленькая собачка и лоджия, полная цветов. Казалось бы — твори! Пиши, рисуй! Но творческое начало словно выключилось. Ночами меня мучили бессонницы, днями — сонливость и апатия, мне не хотелось ни писать, ни читать, ни рисовать, я лишь ждала возвращения мужа и дочки, находясь в каком-то полусне. Наверное, Господь таким образом создавал лучшие условия для созревания сыночка внутри меня, я не знаю. Но вот факт: времени было хоть отбавляй, а жить полноценно не получалось.
Так что всему своё время, и слава Богу за мой сегодняшний ежедневный круговорот забот! За мимолётные кадрики, за быстрые заметки. За то, что так остро ощущаю ценность каждой минуты.
Я кручусь в заботах, я опять куда-то спешу, молюсь на ходу, но я всегда помню: будет вечер субботы и утро воскресенья. А значит — Всенощная и Литургия. Это как в детстве: вот меня и в школе наругали за что-то, и в музыкальную школу опоздала, долго-долго на остановке трамвай ждала, а потом братишку из садика вела и он упал в грязь... Трудный день случился, хлопотный, и столько переживаний! Но я знаю: вечером придёт с работы папа. И я выхожу его встречать во двор, стою на крыльце, всматриваюсь в даль... И вижу наконец родной силуэт! Несусь навстречу, с разбегу висну на шее отца, он подхватывает меня на руки, от его шеи — самый лучший на свете запах,.. Запах моего папы! И мне хорошо-хорошо! И мы рады друг другу просто так.
Мне и в храме на службе хорошо-хорошо. Слава Богу, что это так! А подробнее и не надо, наверное. Вы же всё равно уже всё поняли, правда? У нас ведь один отец, Отец Небесный, и в доме Его — свет, и отдохновение, и радость самой главной встречи.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер