Выдающийся православный мыслитель священник Павел Флоренский в статье "Храмовое действо как синтез искусств" пишет о единстве формы и содержания богослужения. Архитектура, иконы, дрожащее пламя свечей, струящийся фимиам, мелодика и поэзия священных текстов, пластика и ритм движений священников - всё это образует особое пространство и измерение. Молящиеся словно оказываются вне времени, в иной реальности. Они воистину предстоят перед Господом.
В убранстве православного храма нет ничего случайного. На Царских вратах - центральном входе в алтарь, находится икона Благовещения. На левой створке изображён архангел Гавриил, на правой - Дева Мария. Как правило, ниже или вокруг размещены иконы четырёх евангелистов. Это язык символов, на котором разговаривает с нами Церковь. Попробуем же его понять.
Благовещение - это прямой русский перевод греческого названия праздника - благая весть. Так же называются четыре основные книги Нового Завета - Евангелия. Таким образом, вся символика Царских врат получается связанной с благовествованием.
Эти врата ведут в сердце храма - алтарь. Там за каждой литургией происходит великое чудо - хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа. Сын Божий обрёл это тело и кровь благодаря Своей земной Матери. Ведь когда-то давным-давно Она с верою сказала архангелу Гавриилу: "Се, раба Господня. Да будет мне по слову твоему". Верующие причащаются Христовых Тайн благодаря тому, что апостолы со своей проповедью о приходе Спасителя обошли когда-то весь мир. Благая весть и знание о ней объединяет всех христиан.
В народной культуре всегда особо почитали Благовещение Пресвятой Богородицы. Его издавна называли «самый большой у Бога праздник». Благовещение олицетворяет приход весны и завершает череду приметных и памятных дней, связанных с её ожиданием. Это совпадает с общим настроем торжества - предвкушением чуда, которое изменит жизнь всего человеческого рода. Рождество Спасителя как бы ещё не случилось, оно только обещано. Но волнение от величия тайны произошедшего передаётся от Девы Марии к праведной Елизавете, евангелисту Луке, а его трудами - ко всем верующим.
По крестьянскому поверью, на Благовещение открывается небо и можно, как говорили в народе, "выпросить себе от Бога славу". Для этого надо было накануне ночью выйти на улицу и высмотреть "бездну с большой звездой". А в ту минуту, как бездна откроется, прокричать "Боже, дай мне великую славу!". А уж слава, считалось, принесёт и богатство, и счастье. Можно, конечно, посмеяться над этой простодушной, по-детски наивной и искренней верой. Но иногда неплохо постоять один на один со звёздным небом, подумать лишний раз - много ли надо для счастья и в чём оно заключается.
На сам праздник Благовещения было принято выпускать на волю птиц. Это тоже символический жест. Он означает освобождение мира от плена греха, которое произошло благодаря воплощению Христа. Как птица взмывает в небо, так и душа наша устремляется к Богу. В этот день мы сами становимся вестниками чуда и сами восклицаем вслед за архангелом: "Богородице Дево, радуйся!"
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.