Самое популярное критическое замечание в адрес Церкви и верующих — как Бог допускает существование зла? Зачем он сотворил мир таким ужасным — с преступлениями, войнами, стихийными бедствиями?
Но дело в том, что Господь сотворил мир совсем другим. И человек из-за грехопадения сам лишил себя этой полноты бытия.
Когда-то мир земной был един с миром небесным. Человек в нём занимал место младшего ребёнка. У него были старшие братья по Творению, бесплотные духи — ангелы. Но это единство по воле человека было разорвано. В мир земной вошли грех, страдание и смерть. У ворот рая Господь поставил грозного стража — херувима, и Царство Небесное закрылось для людей. Но Создатель не оставил попыток исправить случившееся, спасти человека.
На следующий день после Благовещения Православная Церковь празднует Собор архангела ГавриИла. Два этих праздника помещены рядом не случайно.
«Ангел» в переводе с греческого означает «вестник», «посланник». По воле Божией ангелы посещают землю, но люди лишены возможности их видеть, если на то нет позволения Отца Небесного. Ангелы объявляют человеку волю Господню, иногда помогают, а порой — наказывают отдельных людей или целые народы.
Архангел Гавриил и раньше возвещал человечеству о грядущем явлении Спасителя. Имя Гавриил означает «крепость» или «сила Божия», а «архангел» — это титул, то есть «старший над ангелами». Гавриил вдохновлял пророка Моисея, когда тот писал книгу Бытие. Пророку Даниилу он открывал грядущие судьбы народа Израиля. По преданию, Гавриил явился праведной Анне с вестью о том, что она родит Деву Марию. Архангел явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня — Иоанна Крестителя.
И вот архангел Гавриил явился Деве Марии с самой радостной вестью на свете — что ворота рая могут опять открыться перед людьми. «Радуйся, Благодатная!», обратился к Деве посланник: «Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».
Отцы Церкви считают, что ангелы лишены всезнания и предвидения — это качества Отца Небесного. Поэтому им был неведом Промысл Божий относительно спасения людей. В момент Благовещения и воплощения Сына Божия на земле ангельский мир тоже застыл в изумлении и восторге: Творец послал Своего Сына, чтобы искупить грехи людей, чтобы даровать им прощение и возможность воссоединиться с Царствием Небесным. Господь освятил собою человеческую природу. И весь род людской, как блудный сын, был принят обратно в дом Своего Отца.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!