Православная Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы двадцать пятого марта по юлианскому календарю, ровно за девять месяцев до Рождества Христова. В современном календаре это — седьмое апреля.
Благовещение было в числе самых первых христианских торжеств. Самые ранние изображения сцены встречи Архангела Гавриила с Пресвятой Девой Марией были найдены на стенах храмов-катакомб второй половины второго — начала третьего века.
Великий мыслитель Церкви Иоанн Златоуст, живший в четвёртом веке, в своих трудах называет Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников».
Это неудивительно. Ведь Благовещение — это начало исполнения Божьего замысла о спасении человеческого рода.
Есть известное изображение сцены Благовещения авторства доминиканского монаха Фра Беато Анджелико. На заднем плане картины автор поместил рыдающих Адама и Еву, которых ангел выгоняет прочь из райского сада.
Эти два сюжета живописец свёл не случайно. Ведь призыв Гавриила: «Радуйся, Благодатная!» стал первой радостной вестью человечеству после грехопадения. Люди были прокляты вместе с Адамом и Евой, и вот теперь, вместе с Девой Марией мы слышим призыв радоваться.
Поэтому Благовещение христиане долгое время помещали в центр символического мирового календаря. Считалось, что Воплощение Сына Божия случилось в день сотворения человека, а позже в этот же день произошло Воскресение Христово. От даты Благовещения отсчитывали другие праздники: Рождество Христово, Зачатие и Рождество пророка Иоанна Предтечи.
Постепенно Благовещение и Пасха были разнесены в календаре. Но иногда эти торжества совпадают. Такое событие называют «Кириопасхой». В последний раз Кириопасха была в тысяча девятьсот девяносто первом году. Ближайшая наступит в две тысячи семьдесят пятом.
В конце четвёртого — начале пятого века Благовещение стало общецерковным праздником. Большую роль в этом сыграла экспедиция в Святую Землю императрицы Елены, матери святого императора Константина. Её задачей было обнаружить археологические свидетельства евангельских событий. Тогда в Назарете были найдены реликвии Благовещения: колодец и предполагаемый дом Девы Марии и праведного Иосифа. Святая равноапостольная Елена заложила на месте святынь христианские храмы.
Удивительно, но само название праздника устоялось не сразу. Ранее его именовали «День приветствия», «возвещение», «приветствие Марии». «Благовещение» — славянская калька с греческого «благая весть». Знакомое слово! Ведь именно так называются самые главные части Нового завета. «Евангелие» — буквально значит «благая весть».
Благовещение приходится на Великий пост. По церковному уставу в этот праздничный день пост смягчается. Причём главное послабление, по церковным представлениям — это отнюдь не разрешение на рыбу или вино. Дело в том, что в будние дни Святой Четыредесятницы не служится обычная литургия, не происходит Таинства преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Но в Благовещение литургия пышная, праздничная, радостная. Она — как передышка внутри Великого поста. И в благой вести Пресвятой Богородицы нам слышатся отзвуки другого радостного приветствия, Пасхального «Христос Воскресе!»
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.