Нам кажется само собой разумеющимся, что в Церкви есть свой собственный календарь, в котором каждый день мы вспоминаем и чтим разных святых и мучеников. Что есть особые церковные праздники: торжество торжеств - Пасха, Светлое Христово Воскресение, есть двенадцать главных праздников - двунадесятых, есть великие, средние и малые торжества.
Но этот календарный круг не был придуман специально. Он складывался постепенно. Сначала то или иное событие начинали чтить в какой-то одной христианской общине или местности. Потом к торжествам присоединялись другие Поместные Церкви, а со временем праздник становился общехристианским.
Так получилось и с почитанием Пресвятой Богородицы. Евангелист Лука приводит свидетельства об особом восхищении Богоматерью ещё при земной жизни Спасителя. Первой вознесла хвалу Деве Марии её родственница Елизавета, мать пророка Иоанна Предтечи. Потом Богородице и Богомладенцу поклонились пастухи и волхвы. Праведный Симеон Богоприимец пророчествовал о судьбе Пречистой Девы. Во время проповеди Христа "одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!".
Известно, что апостолы бережно заботились о Деве Марии после Вознесения Христова. Евангелист Лука встречался с Пресвятой Богородицей, его евангелие содержит множество подробностей, которые могли быть известны только Деве Марии. По преданию, Лука написал первые иконы Богоматери. Это говорит существовавшем среди первых христиан благоговейном внимании к тайне Боговоплощения, к личности Той, Которая послужила этому чуду.
После Успения Пресвятой Богородицы Её гробница в Гефсимании стала местом поклонения. Так же, как и дом в Назарете, где Дева Мария жила с Иосифом Обручником и где произошло Благовещение.
Первым христианским праздником была, разумеется, Пасха Христова. Потом появилась традиция почитания Рождества Сына Божия. И вслед за этим, в четвёртом веке установилось торжество в честь Боговоплощения и Благовещения Пресвятой Богородицы. То есть Благовещение стало первым праздником, посвящённым Деве Марии.
Постепенно в православный календарь вошли и другие даты, связанные с Царицей Небесной. В начале шестого века - Сретение Господне, праздник, который считается отчасти богородичным; в конце шестого века - Успение Богоматери. В седьмом - Рождество Пресвятой Богородицы, в восьмом - Введение Богородицы во Храм. Среди великих не двунадесятых богородичных праздников - Покров Пресвятой Богородицы. Также Церковь особо творит память родителей Пресвятой Девы - праведных ИоакИма и Анны, чтит значимые дни, связанные с земными святынями Царицы Небесной - Её поясом и ризой. В особые дни чествуются чудотворные иконы Царицы Небесной.
Почитание Церковью Богородицы - христоцентрично. Мы прославляем Её, потому что без Девы Марии не было бы Боговоплощения, а без него - возможности спасения от греха для всего человечества. Об этом говорит первая строчка праздничного тропаря - песнопения Благовещения: "Днесь спасения нашего главизна" - "Сегодня спасения нашего начало".
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.