— Меня Арсеньев зовут. А тебя как?
— Дерсу Узала.
— А лет сколько?
— Хорошо не знаю. Моя уже много-много живи.
— Семья есть?
— Все давно помирай. Раньше у меня жена была, сын и девчонка. Оспа все люди кончай. Теперь моя один остался.
В самом начале ХХ века, вдали от цивилизации, в дебрях уссурийской тайги, военная исследовательская экспедиция неожиданно встречается с одиноким стариком-охотником. Всю жизнь он живёт в тайге и знает каждый её уголок. Умеет находить дорогу в самой непроходимой чаще. Понимает, где и какая опасность может подстерегать. У него чуткий слух и острое зрение. А ещё он безошибочно узнаёт добрых людей. Поэтому и вышел к экспедиции. И с радостью откликнулся на приглашение её руководителя, капитана Владимира Арсеньева, стать их проводником. Дерсу Узала — так зовут таёжного старика. Точно так же — «Дерсу Узала» — называется и кинофильм, фрагмент из которого мы только что услышали. В 1975-м году его снял легендарный японский режиссёр Акира Куросава на советской студии «Мосфильм». А в следующем, 1976-м, картина завоевала премию «Оскар» как лучший зарубежный фильм.
Лента «Дерсу Узала» стала экранизацией одноимённого автобиографического романа писателя, учёного, исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева. Режиссёр Акира Куросава зачитывался его увлекательными произведениями и мечтал воплотить на экране. Поэтому, когда представители «Мосфильма» предложили ему снять ленту по мотивам романа Арсеньева в России, с русскими актёрами, Куросава согласился. По признанию режиссёра, работа над фильмом «Дерсу Узала» помогла ему выбраться из глубокого творческого и жизненного кризиса. Картина о трогательной дружбе и взаимовыручке заставила режиссёра вновь поверить не только в собственные силы, но и в силу доброты. Именно на этом режиссёр и сконцентрировался в своей экранизации. В одном из интервью перед началом съёмок, Куросава говорил: «Я не планирую акцентировать внимание на деталях экспедиций Арсеньева. Для меня важно другое. В центре повествования будет та необыкновенная дружба, которая долгие годы связывала Владимира Арсеньева и Дерсу Узала. Тема человеческой верности и любви к ближнему».
Своё обещание Акира Куросава сдержал. Фильм действительно получился очень добрый. Мы видим на экране, как Дерсу Узала, маленький простодушный старичок, превращает исследовательское путешествие капитана Арсеньева и его группы в путь к осознанию самых важных в жизни вещей. Взять, к примеру, эпизод, в котором экспедиция останавливается на ночлег в случайно найденном шалаше из веток. Наутро, когда группа собирается уходить, Дерсу просит капитана оставить в укрытии немного риса и спичек. Арсеньев недоумевает — зачем, ведь возвращаться сюда они не собираются. Дерсу тоже удивлён: ну как же капитан не понимает? Другие люди придут — найдут, чем разжечь огонь и подкрепиться.
Порой воззрения Дерсу кажутся участникам экспедиции потешными. Всё вокруг он называет — «люди». Деревья у него — «люди». Огонь и вода — «люди». Даже кабаны, и те тоже — «люди»! Действительно — звучит забавно. Однако, если вдуматься, такое отношение говорит о том, как много в главном герое уважения и любви ко всему, что его окружает. Он не сломает зря ветку. Не выстрелит без необходимости в животное. А человеку — если, конечно, тот пришёл в тайгу с добрыми намерениями — откроет навстречу своё сердце и окажет помощь. Но однажды помощь понадобилась самому Дерсу. Годы взяли своё — пожилой охотник стал слепнуть. Без острого зрения в тайге не выжить. Что делать, как быть? В одном из невероятно трогательных эпизодов капитан Арсеньев со всей искренностью предлагает Дерсу выход:
— Капитан! Раньше моя всегда первый зверь посмотри, стреляй всегда попадай, теперь попадай нету, глаза худой, как моя теперь тайга живи?!
— Дерсу! Пойдём со мной в Хабаровск. Мой дом — твой дом!
Согласится ли пожилой охотник принять такое предложение товарища? Сможет ли покинуть тайгу и переселиться в город? Узнаем, посмотрев трогательный фильм Акиры Куросавы. Вместе с его героями мы пройдём живописными и суровыми таёжными тропами. И рядом с таким человеком, как Дерсу Узала непременно станем немного добрее.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
«Место духовной силы»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Кира Лаврентьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Преображения Господня в селе Большие Вязёмы Московской области протоиерей Сергий Конобас — поделились светлыми историями о местах и святынях, которые стали особенно значимыми в духовном плане или произвели сильное впечатление.
Ведущие: Алексей Пичугин, Кира Лаврентьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Проект реализуется при поддержке VK
«Не спешу»
Это утро застало меня в дороге. Я возвращался в Москву после праздников, проведённых с родителями. Поезд отбывал из Смоленска в 7:03, и я отчаянно опаздывал. Утренние сборы затянулись, такси приехало позже, а прямо перед поворотом на вокзал мы неожиданно для семи утра встали в пробку. Окончательно мне испортило настроение колёсико чемодана. Оно сломалось и отлетело на проезжую часть, когда я доставал багаж из машины.
«Всё, — подумал я. — Пропущу поезд. Значит, не нужно мне ехать на нём. Возможно, это воля Божья». От таких мыслей мне сразу полегчало, и мрачное настроение внезапно улетучилось, а в душе разливалось тепло уверенного спокойствия.
С лёгкой улыбкой и сломанным чемоданом я зашёл в здание вокзала. И решил так: «выпью не спеша горячего чаю в кафетерии вокзала, а потом возьму новый билет». И в этот момент услышал объявление, которое делал диктор вокзала:
— ...Внимание! Отправление поезда 358 до Москвы задерживается на 10 минут. Поезд отправится с третьей платформы пятого пути в 7 часов 13 минут. Повторяю...
«Я успел!» — внезапно пришло осознание. Быстрым шагом прошёл через здание вокзала, вышел на перрон. В поезд я зашёл последним, волоча за собой хромой чемодан.
— Доброе утро. Похоже, мы Вас ждали! — улыбнулся мне проводник, протягивая руку за билетом.
Все выпуски программы Утро в прозе
20 января. Об иконографии Иоанна Предтечи
Сегодня 20 января. Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии Иоанна Предтечи — протоиерей Андрей Ефанов.
Предтеча Господень Иоанн — один из самых почитаемых в христианстве святых. Сам Христос говорил об Иоанне Крестителе, что он человек величайший среди всех рожденных. В иконописных подлинниках, в специальных руководствах для иконописцев, так описан образ Иоанна Предтечи: ликом еврей средних лет, телом и лицом очень худ, борода черная, волосы черны, густы, кудрявы, одежда из грубой шерсти, подпоясан кожаным поясом. Чаще всего Иоанну Предтечу изображают с жезлом, который заканчивается крестом в знак того, что Предтеча проповедовал о Христе и крестил его в воде Иордана.
Этому событию посвящены многие иконы, где Иоанн изображен возлагающим руку на голову Спасителя. Страданиям и смерти Иоанна Крестителя посвящен другой цикл икон, где наиболее интересным можно назвать сюжет, когда Иоанн Предтеча держит свою отрубленную по приказанию Ирода голову, принося ее в жертву Богу. Также есть иконы, где изображаются события обретения его честной головы. Отдельно хочется отметить иконографию Иоанна Предтечи где он, подобно ангелу, изображен с крыльями, которые символизируют непорочность его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема