Во 2-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение».
О благоговении, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Иван Айвазовский. «Всемирный потоп»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Как бы мы вели себя, наблюдая конец света? Иван Айвазовский своей картиной «Всемирный потоп» призывает нас помнить о смерти, думать, прежде всего, о том, с чем мы придём на суд Божий.
— Никита, быстрее, вот уже мой подъезд! Сейчас спрячемся от дождя у меня дома.
— Ну и непогода разыгралась в Москве, Маргарита Константиновна! Никогда такого не видел!
— Чуть не смыл нас с тобой... Вот мы и дома. Сейчас отогреемся. Чайку надо поставить.
— Я с удовольствием попил бы горячего чаю...
— Кстати, такой сильный ливень я в последний раз видела у вас в Петербурге, дорогой племянник. В Русском музее.
— В Русском музее?.. А! Наверное, на какой-нибудь картине!
— Точно! И у меня даже есть открытка с изображением этого шедевра, я тогда купила её в киоске музея. Сейчас найду... Где-то здесь в ящичке. Вот она! Работа кисти Ивана Айвазовского «Всемирный потоп».
— Да, устрашающий сюжет...
— Эту картину художник написал в 1864 году и посвятил её ветхозаветному событию, описанному в Книге Бытия. В Книге написано: «Сорок дней длился потоп... Вода всё прибывала и затопляла землю... И погибли тогда все, кто жил на земле: и птицы, и скот, и звери, и все твари, какими была полна земля, и все люди... Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге».
— Хорошо, что и мы с вами уцелели в такую непогоду! А вот этих погибающих в пучине наводнения людей, которых изобразил художник на картине, мне очень жаль... Смотрите: они пытаются спастись, цепляются за края скалистого выступа, кто-то тонет во всё прибывающей воде. Тяжело на это смотреть...
— Иван Константинович очень реалистично изобразил всемирный потоп. Гений морского пейзажа, он искусно показал водную стихию, стирающую с лица земли всё живое.
— Но за что Господь разгневался на людей?
— Милосердный и терпеливый Господь настолько был огорчён людскими пороками, что решил истребить весь человеческий род, сохранив жизнь лишь праведному Ною и его семье. Бог обрушил на землю дождь, который, согласно библейскому преданию, шёл 40 дней и 40 ночей. Видишь, слева на картине «Всемирный потоп» Айвазовский изобразил мощные дождевые потоки на фоне страшного, серо-жёлтого грозового неба?
— Да, а ещё вижу, как эти дождевые потоки сливаются с огромными волнами, которые смывают людей со скалистого берега...
— И здесь важно обратить внимание, как мастер изобразил людей. Если хорошенько приглядеться, можно заметить, насколько по-разному они себя ведут. Кто-то молится — его руки обращены к небу, кто-то спасает другого человека... Художник в мельчайших деталях передаёт состояние людей, оказавшихся перед лицом смерти.
— Глядя на эту картину, и нам есть о чём задуматься...
— Своей работой мастер призывает помнить о смерти, думать о том, с чем мы придём на суд Божий. Всемирный потоп — своего рода прообраз Страшного суда. Но добро и свет одержат победу над злом и грехами. И художник показывает это.
— А, я кажется, догадался. Вы имеете в виду полоску светлеющего неба справа над горизонтом. Она будто говорит нам, что выход есть, и через праведного Ноя человечество будет спасено. Хотелось бы увидеть этот шедевр воочию. Вы сказали, он находится в Русском музее?
— Да, Никита. Как только вернёшься домой в Петербург, ты сможешь увидеть картину Ивана Айвазовского «Всемирный потоп» в оригинале. Она и в самом деле впечатляет.
Встреча осени и зимы на холсте Василия Поленова «Ранний снег»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Все времена года хороши! Но порою мы наблюдаем совершенно особые дни межсезонья — когда, например, встречаются осень и зима. Этот мотив любил Василий Поленов: пейзаж «Ранний снег» он написал в имении под Тулой, где сейчас находится музей-усадьба Поленово.
— Хорошо с вами чайку попить, Маргарита Константиновна, особенно сейчас, когда на дворе уже поздняя осень. Уютный, тёплый дом, дрова в печке потрескивают... А чай-то какой у вас ароматный!
— Так вкусно пахнет чабрец. Я его на нашем лугу здесь, на даче собирала. А на улице сегодня и в самом деле прохладно, Александр Петрович. Утром вышла на крыльцо, листья на деревьях ещё поблёскивают золотом, пока не все опали, но ветки уже покрылись первым снежком.
— Как красиво вы рассказываете! Будто описываете какой-нибудь пейзаж из Третьяковской галереи. Левитана или Поленова...
— А ведь действительно, вид, который открылся мне сегодня возле дома, напоминает один прекрасный осенний пейзаж Василия Поленова. И у меня на даче даже есть репродукция. Минуточку, сейчас найду её. Она была здесь, в бумагах. Да, нашла!
— Вот что значит искусствовед! На каждую погоду у вас в доме найдётся подходящая репродукция!
— Это картина называется «Ранний снег». Василий Поленов написал её в 1891 году в небольшом селе Бёхово, что расположено под Тулой на берегу Оки.
— Полотно завораживает. Изгиб застывающей реки, припорошённой снегом, по берегам ещё покрытые листвой деревья: кроны их яркие, оранжевые, кое-где красные и жёлтые... А уходящие за горизонт луга уже покрылись снегом... От этой работы, Маргарита Константиновна, веет свежим морозным воздухом и бескрайним русским простором!
— Дивный пейзаж, исполненный на холсте, в действительности открылся Поленову одним прекрасным утром из окна мастерской. Художника поразило состояние оцепенения природы, ещё таящей в себе тепло осенних дней, но застигнутой внезапным холодом и снегом. Один за другим, мастер создавал эскизы, а затем написал живописное полотно, репродукцию которого вы сейчас держите в руках, Александр Петрович.
— Мне особенно нравится в этой работе сочетание тёплых и холодных оттенков. Небо серое, хмурое, синеющее у горизонта. Роща вдоль реки переливается тёплыми, золотистыми красками. А снежный покров на пригорке будто угрожает этой рощице, надвигается на неё, пугает: берегись, не то заморожу!
— Мотив встречи осени и зимы полюбился мастеру. В течение нескольких лет Поленов будет много раз повторять его.
— Постойте-ка, Маргарита Константиновна, вы сказали, что картина написана в селе Бёхово, под Тулой. Художник жил в этих местах?
— Да. В 1889 году Василий Дмитриевич приобрёл здесь имение. Сначала купил старую усадебку, построил временный дом с мастерской, и в 1890-м году семья Поленовых переехала сюда из Москвы. В этом доме художник и написал полотно «Ранний снег». А спустя пару лет в трёх километрах от Бёхово на вершине холма над Окой был построен уже полноценный трёхэтажный дом, его отделали мозаикой, росписью, витражами по эскизам художника. Сейчас там музей-усадьба Поленово.
— Как здорово, когда человек стремится к прекрасному!
— А ещё по просьбе крестьян Василий Дмитриевич в 1906 году построил в селе Бёхове храм Троицы Живоначальной. Его проект Поленов разработал сам. А интерьер — вместе с художником Ильёй Репиным. У храма можно увидеть могилы с простыми деревянными крестами — это похоронены Поленов и члены его семьи.
— Лет десять назад я был в Поленово. Надо бы освежить воспоминания. А не съездить ли туда нам с вами, Маргарита Константиновна?
— С радостью, Александр Петрович! Как здорово, что разговоры о живописи подвигают к таким решениям! Вот и сейчас картина Василия Поленова «Ранний снег» из собрания Третьяковской галереи вдохновила нас с вами посетить этот чудесный уголок. Что ж, в следующие выходные едем в усадьбу Поленово!
Константин Титов. «Осень»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Сколько художественных музеев мы посетили, Андрей, сколько замечательных полотен повидали! Казалось бы, ощущения от встречи с искусством должны постепенно притупляться. Но всякий раз находится произведение, которое вызывает волнение.
— Тогда поделись, сестренка, что тебя восхитило сегодня здесь, в Астраханской картинной галерее?
— А вот, взгляни на полотно Константина Титова «Осень». Это время года все привыкли называть золотым. И вдруг художник изобразил его в нежных сиреневых тонах! Всё в тающей фиолетовой дымке — песчаная дорожка в старом парке, стволы высоких берёз, молодая женщина с коляской, читающая книгу на скамейке.
— И впрямь, неожиданное цветовое решение! Живописец поймал тот момент, о котором писал Фёдор Тютчев: «Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера». Лучи закатного солнца струятся сквозь поредевшие кроны деревьев. Воздух прозрачен и свеж — художник подчеркнул это, придав пейзажу голубоватый оттенок.
— Мы как будто через цветное стеклышко видим парковую аллею. Как в детстве, помнишь? Смотришь — и всё вокруг преображается!
— А может быть, таким вот, преображённым, воспринимает мир героиня полотна? Константин Титов акцентирует внимание на её хрупкой фигурке в тёмном пальто и розовой шапочке. Молодая мама сидит на ярко-синей скамье. И белая коляска рядом — самое светлое пятно на картине.
— В коляске скрывается главный персонаж!
— Именно он и преображает пространство вокруг женщины. Делает её мир особенным!
— Помню то время, когда только что родила первенца — трудное, но счастливое! Как будто это я сижу на скамейке, с коляской, в сиреневом сиянии. Интересно, когда картина была написана?
— Полотно «Осень» Константин Титов создал в 1977 году
— Это он свою жену здесь изобразил?
— Не угадала. На момент создания полотна художнику уже исполнилось шестьдесят четыре года. Супруга, Евдокия Дмитриевна, была его ровесницей. Они поженились в студенческие годы, ещё до Великой Отечественной войны. Старший сын Титовых, Александр, появился на свет в конце 1941-го, младший, Дмитрий — в 1947-ом, после Победы.
— Константин Титов воевал?
— Работал в Ленинграде на оборонном заводе слесарем. Оставил учебу в академии художеств и пошёл трудиться, когда напали фашисты. Пережил блокаду.
— Нелёгкие испытания выпали художнику!
— Тем ценнее его свидетельство о том, что жизнь на белом свете — это бесценный дар!
— Ты про картину «Осень» говоришь?
— Конечно! Это проповедь радости. Она созвучна стихотворению поэта-фронтовика Юрия Левитанского «Послание юным друзьям», помнишь? «Я, побывавший там, где вы не бывали, /Я, повидавший то, чего вы не видали, /Я, уже там стоявший одной ногою, /Я говорю вам — жизнь всё равно прекрасна!».
— И это действительно так!
Картину Константина Титова «Осень» можно увидеть в Астраханской картинной галерее имени Павла Догадина.
Все выпуски программы: Краски России