Сегодня 5 ноября. День памяти Апостола от 70-ти Иакова, брата Господня по плоти.
О благочестии, трудах и подвиге апостола, — протоиерей Андрей Ефанов.
Встреча осени и зимы на холсте Василия Поленова «Ранний снег»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Все времена года хороши! Но порою мы наблюдаем совершенно особые дни межсезонья — когда, например, встречаются осень и зима. Этот мотив любил Василий Поленов: пейзаж «Ранний снег» он написал в имении под Тулой, где сейчас находится музей-усадьба Поленово.
— Хорошо с вами чайку попить, Маргарита Константиновна, особенно сейчас, когда на дворе уже поздняя осень. Уютный, тёплый дом, дрова в печке потрескивают... А чай-то какой у вас ароматный!
— Так вкусно пахнет чабрец. Я его на нашем лугу здесь, на даче собирала. А на улице сегодня и в самом деле прохладно, Александр Петрович. Утром вышла на крыльцо, листья на деревьях ещё поблёскивают золотом, пока не все опали, но ветки уже покрылись первым снежком.
— Как красиво вы рассказываете! Будто описываете какой-нибудь пейзаж из Третьяковской галереи. Левитана или Поленова...
— А ведь действительно, вид, который открылся мне сегодня возле дома, напоминает один прекрасный осенний пейзаж Василия Поленова. И у меня на даче даже есть репродукция. Минуточку, сейчас найду её. Она была здесь, в бумагах. Да, нашла!
— Вот что значит искусствовед! На каждую погоду у вас в доме найдётся подходящая репродукция!
— Это картина называется «Ранний снег». Василий Поленов написал её в 1891 году в небольшом селе Бёхово, что расположено под Тулой на берегу Оки.
— Полотно завораживает. Изгиб застывающей реки, припорошённой снегом, по берегам ещё покрытые листвой деревья: кроны их яркие, оранжевые, кое-где красные и жёлтые... А уходящие за горизонт луга уже покрылись снегом... От этой работы, Маргарита Константиновна, веет свежим морозным воздухом и бескрайним русским простором!
— Дивный пейзаж, исполненный на холсте, в действительности открылся Поленову одним прекрасным утром из окна мастерской. Художника поразило состояние оцепенения природы, ещё таящей в себе тепло осенних дней, но застигнутой внезапным холодом и снегом. Один за другим, мастер создавал эскизы, а затем написал живописное полотно, репродукцию которого вы сейчас держите в руках, Александр Петрович.
— Мне особенно нравится в этой работе сочетание тёплых и холодных оттенков. Небо серое, хмурое, синеющее у горизонта. Роща вдоль реки переливается тёплыми, золотистыми красками. А снежный покров на пригорке будто угрожает этой рощице, надвигается на неё, пугает: берегись, не то заморожу!
— Мотив встречи осени и зимы полюбился мастеру. В течение нескольких лет Поленов будет много раз повторять его.
— Постойте-ка, Маргарита Константиновна, вы сказали, что картина написана в селе Бёхово, под Тулой. Художник жил в этих местах?
— Да. В 1889 году Василий Дмитриевич приобрёл здесь имение. Сначала купил старую усадебку, построил временный дом с мастерской, и в 1890-м году семья Поленовых переехала сюда из Москвы. В этом доме художник и написал полотно «Ранний снег». А спустя пару лет в трёх километрах от Бёхово на вершине холма над Окой был построен уже полноценный трёхэтажный дом, его отделали мозаикой, росписью, витражами по эскизам художника. Сейчас там музей-усадьба Поленово.
— Как здорово, когда человек стремится к прекрасному!
— А ещё по просьбе крестьян Василий Дмитриевич в 1906 году построил в селе Бёхове храм Троицы Живоначальной. Его проект Поленов разработал сам. А интерьер — вместе с художником Ильёй Репиным. У храма можно увидеть могилы с простыми деревянными крестами — это похоронены Поленов и члены его семьи.
— Лет десять назад я был в Поленово. Надо бы освежить воспоминания. А не съездить ли туда нам с вами, Маргарита Константиновна?
— С радостью, Александр Петрович! Как здорово, что разговоры о живописи подвигают к таким решениям! Вот и сейчас картина Василия Поленова «Ранний снег» из собрания Третьяковской галереи вдохновила нас с вами посетить этот чудесный уголок. Что ж, в следующие выходные едем в усадьбу Поленово!
Константин Титов. «Осень»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Сколько художественных музеев мы посетили, Андрей, сколько замечательных полотен повидали! Казалось бы, ощущения от встречи с искусством должны постепенно притупляться. Но всякий раз находится произведение, которое вызывает волнение.
— Тогда поделись, сестренка, что тебя восхитило сегодня здесь, в Астраханской картинной галерее?
— А вот, взгляни на полотно Константина Титова «Осень». Это время года все привыкли называть золотым. И вдруг художник изобразил его в нежных сиреневых тонах! Всё в тающей фиолетовой дымке — песчаная дорожка в старом парке, стволы высоких берёз, молодая женщина с коляской, читающая книгу на скамейке.
— И впрямь, неожиданное цветовое решение! Живописец поймал тот момент, о котором писал Фёдор Тютчев: «Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера». Лучи закатного солнца струятся сквозь поредевшие кроны деревьев. Воздух прозрачен и свеж — художник подчеркнул это, придав пейзажу голубоватый оттенок.
— Мы как будто через цветное стеклышко видим парковую аллею. Как в детстве, помнишь? Смотришь — и всё вокруг преображается!
— А может быть, таким вот, преображённым, воспринимает мир героиня полотна? Константин Титов акцентирует внимание на её хрупкой фигурке в тёмном пальто и розовой шапочке. Молодая мама сидит на ярко-синей скамье. И белая коляска рядом — самое светлое пятно на картине.
— В коляске скрывается главный персонаж!
— Именно он и преображает пространство вокруг женщины. Делает её мир особенным!
— Помню то время, когда только что родила первенца — трудное, но счастливое! Как будто это я сижу на скамейке, с коляской, в сиреневом сиянии. Интересно, когда картина была написана?
— Полотно «Осень» Константин Титов создал в 1977 году
— Это он свою жену здесь изобразил?
— Не угадала. На момент создания полотна художнику уже исполнилось шестьдесят четыре года. Супруга, Евдокия Дмитриевна, была его ровесницей. Они поженились в студенческие годы, ещё до Великой Отечественной войны. Старший сын Титовых, Александр, появился на свет в конце 1941-го, младший, Дмитрий — в 1947-ом, после Победы.
— Константин Титов воевал?
— Работал в Ленинграде на оборонном заводе слесарем. Оставил учебу в академии художеств и пошёл трудиться, когда напали фашисты. Пережил блокаду.
— Нелёгкие испытания выпали художнику!
— Тем ценнее его свидетельство о том, что жизнь на белом свете — это бесценный дар!
— Ты про картину «Осень» говоришь?
— Конечно! Это проповедь радости. Она созвучна стихотворению поэта-фронтовика Юрия Левитанского «Послание юным друзьям», помнишь? «Я, побывавший там, где вы не бывали, /Я, повидавший то, чего вы не видали, /Я, уже там стоявший одной ногою, /Я говорю вам — жизнь всё равно прекрасна!».
— И это действительно так!
Картину Константина Титова «Осень» можно увидеть в Астраханской картинной галерее имени Павла Догадина.
Все выпуски программы: Краски России
Екатерина Чернышёва. «Лето в деревне. Настенька приехала»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Ах, как жаль, Андрей, что в Брянске мы проездом! Всего лишь полчаса можем провести здесь, в художественном музее.
— Предлагаю без спешки познакомиться с одной картиной! Как тебе такая идея, Алла?
— Я согласна! Осталось выбрать из обширной экспозиции, что нам ближе — по тематике и по настроению.
— Ты у нас любительница детских портретов, поэтому предлагаю остановиться на произведении художницы Екатерины Чернышёвой «Лето в деревне». Да и я давно хотел увидеть это полотно вживую, не в репродукции. Второе название работы — «Настенька приехала». Это центральная часть триптиха «С чего начинается родина?» Вот, сестрёнка, полюбуйся!
— Ой, как мне нравится, Андрюша! Деревенский дом, во дворе девочка лет восьми катается на качелях, а в окно на неё глядят дедушка с бабушкой. Композиция простая, но почему-то смотришь — и сердце замирает. И грустно, и светло.
— Простота этой картины кажущаяся. Здесь каждая подробность продумана, выверена, отточена, исполнена смысла!
— Я вот сейчас как раз подумала — неспроста фигурка девочки залита солнцем. Сразу приходит на ум, что для дедушки с бабушкой она — свет в окошке.
— Верно подмечено! Маленькая героиня картины — словно солнечный зайчик. Хрупкий силуэт очерчен сиянием. Туфельки, гольфы, короткое платьице как будто сотканы из света. И даже верёвки, поддерживающие доску на простых деревенских качелях, похожи на лучи, тянущиеся с неба.
— О небесах напоминает и стена дома, в котором живут дедушка с бабушкой — она окрашена в пронзительно синий, яркий, чистый цвет.
— В иконописи такой оттенок символизирует бесконечное неземное пространство, Небесное Царство. Екатерина Чернышёва сделала его фоном своей картины. Возможно, она использовала этот прием, чтобы показать, что деревенский дом для маленькой Настеньки — уголок Рая. Здесь девочка пребывает в любви, которую ничто не омрачает.
— Разве в советское время художники помнили об иконописных канонах? В каком году было написано полотно «Лето в деревне»?
— В 1977-ом. Екатерина Чернышёва выросла в атеистическое время, но об иконописи знала немало. Её отец, художник Николай Чернышёв, изучал древнерусские фрески, посвятил этой теме несколько научных работ.
— И дочь познакомил с церковным искусством?
— Конечно! Он был первым, и может быть, самым главным учителем рисования в жизни Екатерины. В дальнейшем она успешно окончила московский художественный институт имени Сурикова, но именно от отца усвоила способность отображать на холсте внутренний мир человека, тайны его души.
— И на картине «Лето в деревне» эта способность проявилась?
— Без сомнения. Екатерина Чернышева показала не просто заурядный эпизод каникул, а момент жизни, который печатью ляжет на сердце девочки.
— А как она это показала?
— А вот, посмотри — бабушка и дедушка замерли в проёме окна, словно на старой, чуть выцветшей фотографии. Это образ долгой памяти. Тёплое чувство к родным старикам будет вплетено в жизнь Настеньки, как вот эта синяя лента в её косу.
— Лента не просто синяя, она того же удивительного оттенка, что стена старого дома.
— И это ещё один символ на картине Екатерины Чернышёвой «Лето в деревне». Ниточка любви, связавшая разные поколения одной семьи.
Картину Екатерины Чернышёвой «Лето в деревне. Настенька приехала» можно увидеть в Брянском областном художественном музейно-выставочном центре.
Все выпуски программы: Краски России