— Дядя Андрей, посмотри, какая картина красивая! Река извивается серой лентой, тянется до самого горизонта. Вокруг её пологих берегов — бескрайняя ширь. Интересно, где такие места?
— Здесь, Паша, в Сыктывкаре. Буквально в паре километров от Национальной галереи республики Коми, в которой мы с тобой сейчас находимся.
— А что это за река, как она называется?
— Их тут целых две. Имена речек дали название полотну — «Встреча Вычегды с Сысолой». Сейчас на высоком берегу над слиянием водных потоков городская застройка. А в 1968 году, когда художник Александр Безумов работал над этой картиной, здесь располагалась деревня Тентюково — смотри, видишь, дома выстроились в ряд.
— А в середине избушка какая интересная, церковь напоминает.
— Это часовенка, только без креста. В годы советской власти в её здании располагался клуб. Время-то было безбожное...
— Но почему же тогда на берегу стоит высокий поклонный крест?
— Крест? Где?
— Да вот же, внизу, слева от часовни.
— Нет, это мачта корабля, племянник, с поперечной перекладиной — реей. А само судно скрывает высокий берег.
— Наверное, художник неслучайно изобразил корабельную мачту похожей на крест? Ты не знаешь, он верил в Бога?
— К сожалению, нигде не встречал информации о сокровенной внутренней жизни Александра Безумова. Но могу предположить, что у него были причины вспоминать о Христе.
— Какие?
— Семнадцатилетним юношей Александр был призван на Великую Отечественную войну. Он прошел её рядовым до Берлина, не раз оказывался в смертельной опасности. А в такие моменты люди, как правило, начинают молиться. Даже афоризм есть, слышал, наверное — «В окопах не бывает атеистов».
— В первый раз слышу. А какие ещё причины были у художника обратиться к Богу?
— Его чуткое восприятие красоты окружающего мира. Природа очень убедительно проповедует о своем Создателе, если человек внимателен к ней. А Александр Безумов впитывал душой нежные полутона северного края, где родился и вырос. Насыщался благолепием и не мог не задумываться о его Источнике.
— Мне тоже кажется, что Александр Безумов был верующим. Разве не свидетельствует об этом двойная радуга на картине?
— Пожалуй, ты прав, племянник. Ведь радуга — древний символ примирения человека с Богом. И она осеняет пейзаж, преображает его, наполняет особенным смыслом.
— Каким же, дядя Андрей?
— Картина Александра Безумова «Встреча Вычегды с Сысолой» похожа на притчу. С помощью художественных образов живописец делится надеждой, что даже в те годы, когда атеизм вытеснил веру во Христа, Господь не оставил человека.
Картину Александра Безумова «Встреча Вычегды с Сысолой» можно увидеть в Сыктывкаре, в Национальной галерее республики Коми.
Все выпуски программы: Краски России
1 ноября. О делателях и жатве
В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою».
О делателях и жатве, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
1 ноября. О примере принятия воли Божьей святой Клеопатрой
Сегодня 1 ноября. День памяти Блаженной Клеопатры и её сына святого Иоанна, живших в четвёртом веке.
О примере принятия воли Божьей святой Клеопатрой, — протоиерей Михаил Самохин.
1 ноября. О пророке как вестнике воли Божьей
Сегодня 1 ноября. Церковь чтит память Пророка Иоиля, жившего предположительно пятом веке до Рождества Христова.
О пророке как вестнике воли Божьей, — протоиерей Василий Гелеван.