Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Может ли картина быть настоящим открытием, которым её автор делится с миром? Да, если это полотно Дмитрия Плавинского «Слово». В основе композиции — строка из Евангелия от Иоанна — «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
— Наденька, посмотри-ка вот на эту картину. Это же настоящий кроссворд!
— Володя, ты так любишь кроссворды, что даже в Третьяковской галерее его нашёл. Удивительный ты у меня человек!
— Как же называется эта работа? Дмитрий Плавинский «Слово». Какая необычная картина! На ней написаны древнерусские слова, множество слов! Строчки расположены вертикально и горизонтально. Они пересекаются. Похоже на какой-то древний свиток!
— Вот бы спросить у кого-нибудь, что за работа такая загадочная. Простите, вы, кажется, сотрудница галереи. Вы не могли бы рассказать нам об этой картине?
— Здравствуйте! Да, я работаю в Третьяковской галерее. Вас заинтересовала картина Дмитрия Плавинского «Слово», как я вижу. С радостью расскажу вам о ней. Художник написал её в 1967-м году. В основе композиции лежит первая строчка из Евангелия от Иоанна -— «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Это написано по-церковнославянски, видите в центре картины? «Искони́ бе Слово, и Слово бе от Бога. И Бог бе Слово».
— Да, вот эта строчка! Я вижу её. Кажется, что она светится!
— Вы верно подметили. Художник добился такого эффекта с помощью художественных приёмов. Посмотрите, он использует оттенки приглушённого коричневого — в живописи этот цвет называется «сепия», а также золотистого и тёмно-серого, контрастно выделяя, высветляя отдельные фразы. Кажется, что текст проявляется буквально из глубины истории.
— Да и вот эти трещины в красочном слое по периметру картины создают эффект древности.
— И это тоже мастер делает намеренно. Он имитирует устаревшие, стёртые места, создаёт фактуру на поверхности полотна так, чтобы оно напоминало древнюю берестяную грамоту. Таким образом он погружает нас, зрителей, в мудрость веков. Размышляет вместе с нами о том, как зарождалось человечество, с чего всё начиналось. Заставляет задуматься о вечных вопросах.
— Картина Плавинского напоминает мне археологические раскопки. Когда миллиметр за миллиметром учёные открывают слои разных культур.
— Наденька, а помнишь ли ты, как мы в юности, когда учились в геологоразведочном, были с тобой в турпоходе под Новгородом? И познакомились с группой студентов-археологов, которые там практику проходили, участвовали в раскопках.
— Ах, и правда! Как давно это было! Они даже привлекали нас в качестве помощников.
— Как раз под Новгородом, а ещё в Ярославле и Пскове бывал в экспедициях и художник Дмитрий Плавинский, прежде чем написать картину «Слово». Он собирал там палеографический материал — исследовал славянскую письменность, исторические документы, древние артефакты. Его волновало это. Таким образом он выстраивал свою систему ценностей, миропонимания, связи между прошлым и настоящим.
— То есть, получается, в этой работе художник делится с нами своими открытиями.
— Именно так. Он нашёл первоисточник всего сущего в Боге. Об этом говорит нам строка из Евангелия от Иоанна, которую мастер взял за основу своего произведения. То есть для Плавинского в какой-то момент стало очевидным, что в основе Бытия — Господь Иисус Христос, Слово Божие. Что мы все и весь мир — суть Божественного замысла.
— Но всё-таки письменность появилась позже, чем возник мир, разве не так? Что-то в моё мировоззрение эта строка из Евангелия пока не укладывается...
— Под Словом в Евангелии от Иоанна понимается Христос. Господь — основа всего. И тех, добрых чувств, которые объединяют людей.
— Господь и нас соединил в том самом турпоходе.
— Никогда не забуду тот вечер у костра. Ты пел под гитару, а я смотрела на тебя, и чувствовала что-то светлое и доброе.
— Да, это была точка отсчета нашего пути длиною в жизнь.
— Как радостно, что работа Дмитрия Плавинского «Слово», вызвала у нас с вами такие тёплые чувства. Приходите почаще к нам, в Третьяковскую галерею!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM