Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Работа Симона Вуэ «Принесение во храм» находится в музее Лувр и посвящена истории из Нового Завета о старце Симеоне. Его земной путь завершился только после того, как он, согласно пророчеству, увидел воочию Христа на руках его Матери, Девы Марии.
— Простите, в вашем магазине можно найти фотообои?
— Конечно! У нас большой выбор, вот буквально за углом целая секция. Смотрите: вы можете выбрать пейзаж или виды мегаполиса, есть изображения в стиле фэнтэзи...
— А я смотрю, у вас есть и репродукции известных художников...
— Да, вот, например, обои с изображением картины... Сейчас найду её название... «Принесение во храм». Очень красивая!
— Да, знаю. Эта работа замечательного французского художника Симона Вуэ. Он написал её в 1641 году. В основе сюжета -—история из Нового Завета о старце Симеоне.
— Да, я вижу его в центре картины. Это ведь он — старец Симеон?
— Да, это он. Евангелист Лука вот что говорит о нём. Благочестивый старец переводил книгу пророка Исаии. В ней он наткнулся на фразу, которая привела его в замешательство: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына». Решив, что это явная ошибка, он захотел исправить текст: написать не «Дева», а «Жена». Но перед ним предстал Ангел. Он удержал руку старца и предрёк ему, что тот не умрёт, пока не увидит Христа, родившегося от Девы Марии.
— Так значит, здесь на картине изображено Сретение! То есть встреча старца Симеона с младенцем Христом. Как я сразу не догадалась! Симеон был на тот момент глубоким стариком...
— Да, так и есть. Согласно Евангелию, ему было триста шестьдесят лет, когда он дождался исполнения пророчества. И вот на картине мы видим, как Симеон принимает из рук Девы Марии Младенца-Христа.
— С каким трепетом он берёт Спасителя на руки!
— Верно! Лицо старца выражает облегчение от того, что жизнь его, наконец, близка к завершению. И благоговейное отношение ко Господу, к Тому, Кто пришёл на землю, чтобы спасти человечество от смерти. Посмотрите, как художник изображает Христа. Он использует палитру светлых и тёмных, золотистых оттенков и, мастерски чередуя их, будто высвечивает фигуру Спасителя.
— Богородица тоже показана очень характерно. Она передаёт старцу Младенца в пеленах осторожно, со страхом Божиим, аккуратно поддерживая снизу Своё драгоценное Сокровище. А в верхней части картины парят два ангела, они несут ленту, на которой что-то написано... Но что же? Вы не знаете случайно?
— Здесь видна только часть надписи, но можно догадаться, что это цитата из Евангелия от Луки, только на латыни: «Nunc dimíttis sérvum túum, Dómine» (Нунк дими́ттис сэрвум туум, Доминэ). На церковнославянском строчка звучит так: «Ныне отпуща́еши раба Твоего, Владыко». Ангелы свидетельствуют о том, что пророчество исполнено: «Господь отпускает Симеона из земной жизни».
— А ещё в этой работе мне нравятся архитектурные детали. Например, посмотрите, какие величественные колонны художник изобразил на заднем плане.
— Это колонны Иерусалимского храма, куда Дева Мария и Иосиф Обручник (вот он, изображён справа от Богородицы) принесли Младенца-Христа на сороковой день. Симон Вуэ изображает элементы храма немного увеличенными. Таким образом он создаёт ощущение величия и торжественности момента.
— Симон Вуэ... Так получается, что художник написал своего небесного покровителя — старца Симеона!
— Да, вполне возможно. Признаться, я никогда не задумывалась об этом.
— Мне вот тоже в голову не приходило, что на картине написан знакомый с детства сюжет из Евангелия — Праздник Сретения Господня. Кто бы мог подумать! А ведь я почти каждый день прохожу мимо этого изображения. Где же находится сама картина?
— Она находится в музее Лувр, в Париже. А если я приобрету фотообои с её изображением — то смогу каждый день видеть замечательную работу художника Симона Вуэ «Принесение во храм» в своём доме.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM