Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Новый человек, пришедший в этот мир — это всегда большая радость! Особенно, если этот малыш — твой. Именно этой радостью с нами делится Дмитрий Жилинский, написавший картину «Утро», когда в его жизни появилась новорожденная дочка Оленька.
— Ах, почему же так долго? Я места себе не нахожу от волнения...
— Вы здесь, в роддоме, наверное, ожидаете вестей от супруги? Она должна родить?
— Да, уже несколько часов, как её забрали. А новостей всё нет. Я врач по профессии, думал, справлюсь с эмоциями. Казалось бы, естественный процесс. Но не получается не волноваться. Это наш первенец, всё в первый раз...
— Наверное, волноваться в подобной ситуации — вполне нормально. Я вот тоже привезла гостинцы своей племяннице, она позавчера родила. Волнения позади. И у вас скоро всё разрешится. Пройдёт немного времени, и вы будете наслаждаться самой нежной на свете картиной — как ваша супруга нянчит малыша, купает, кормит...
— И помогать ей, конечно, буду! Переживаю, как мы со всем управимся. Ребёнок еще не появился, а уже столько хлопот — дом подготовить, кроватку собрать...
— Попробую немного отвлечь вас от волнений и показать одно изображение, которое, надеюсь, вам понравится. В Третьяковской галерее, где я работаю, выставлена картина художника Дмитрия Жилинского. Сейчас найду её в интернете... Она называется «Утро». Вот, нашла. Посмотрите!
— В центре изображения — молодая мама, которая кормит новорождённого ребёнка. Справа от неё — детская деревянная кроватка, прикрытая занавеской. Рядом — корзина с бельём. Всё так обычно, просто, но, согласен с вами, в этой картине запечатлён счастливый момент.
— Художник Дмитрий Жилинский изобразил на полотне супругу, Нину, и крошечную дочку — Оленьку. Волосы Нины собраны в пучок, лицо и шея открыты, на щеках — нежный румянец. Она ласково склонилась к дочери, которую кормит грудью. Всё её внимание обращено к малышке.
— Чувствуется, что человек, который смотрит на маму и дочку, очень любит их. Как красиво он изобразил женщину. Это видно по чертам её лица. Тонкий аккуратный носик, изящный профиль...
— Да, это особенно заметно на фоне тёмной стены и довольно обыденной обстановки. Черты лица героини выделены солнечным светом начинающегося утра. Кажется, что лик молодой мамы и фигура малышки буквально сияют. И вы абсолютно верно почувствовали, что написаны героини с большой любовью. Дело в том, что период, момент из которого мы видим, был для художника особенно счастливым.
— Потому что у него появилась семья и ребёнок?
— Да, именно поэтому. Дмитрий Жилинский и его жена Нина жили тогда в так называемом «Красном доме» под Москвой. Его построили специально для людей творческих профессий с квартирами и мастерскими. Когда у художника появилась семья, он сам сделал пристройку к дому в виде мансарды. Своими руками собрал кое-что из мебели. Эту обстановку мы и видим на картине.
— Значит, за бытовыми деталями скрыта большая любовь и забота о своей семье.
— Да, о двух нежных и хрупких созданиях, созданных Богом — о матери и малютке.
— Которым нужна наша любовь, защита, поддержка. В этом, наверное, и заключается счастье — сделать счастливыми тех, кто рядом.
— Смирнов! У вас девочка! Поздравляю!
— О! Слава Богу!
— И я вас поздравляю от всего сердца! Дочка подрастёт — приходите всей семьёй к нам в Третьяковскую галерею. Расскажете супруге о картине художника Дмитрия Жилинского «Утро» и о том, как узнали о ней — в один из самых важных моментов в вашей жизни.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM