Рим., 84 зач., III, 19-26.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как добиться справедливости в своей жизни? Какие молитвы следует читать, какие действия совершать, чтобы наконец-то восторжествовала правда на земле? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,
20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.
21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,
22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,
26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
Как-то один человек вышел нанимать работников для своего хозяйства. Первую группу он нанял утром и обещал им заплатить один динарий. Но работы оказалось так много, что в течение дня, он нанимал ещё людей. Последнюю группу он нанял уже на закате. Казалось бы, что первые получат больше, чем последние. Ведь они объективно работали больше. Однако, когда пришло время расплаты, хозяин всем дал одинаковую сумму. Все получили по одному динарию. И те, кто работал целый день, и те, кто работал совсем ничего. Возмущению тех, кто трудился с самого утра, не было предела. Тогда хозяин сказал важную вещь: «Почему вы возмущаетесь? Ведь я обещал вам один динарий, я его вам дал. Я честен перед вами. Может быть проблема не во мне, а в том, что ваш глаз слишком завистлив?»
Эта известная Евангельская притча — замечательная иллюстрация тех богословских рассуждений, которые звучат в сегодняшнем отрывке. Апостол Павел резко противопоставляет закон и правду Божию. То есть те представления о справедливости, которые живут в представлении человека, имеют не много общего с тем, как на самом деле действует Господь в судьбах этого мира и отдельных людей. «Око за око и зуб за зуб» — принцип важный. Возможно, без него человеческая общность протянула бы в этом падшем мире недолго. Но Бог открыл нам более глубокую истину о Себе. В конечном счёте, Он ни во что не ставит идею «справедливого воздаяния». Подлинная основа жизни — это жертвенная любовь, милость и прощение. Это проявление куда большей силы и власти.
И мы видим, как этот принцип действует повсеместно. Никому из нас Господь не воздаёт по справедливости, каждому то, что он заслужил. Он не стоит у нас над душой, как полицейский. Не тыкает нас дубинкой за каждую дурную мысль и взгляд. Ради нас Он постоянно нарушает закон. Закрывает глаза на все наши проделки. Более того. Вопреки всякой справедливости Он идёт на крест и даёт нам Своё Царство. Предлагает его даром самому последнему грешнику. Это и есть Христова правда.
И это возмутительно. Это то, что не могли принять иудейские ревнители закона. Да и мы противимся этому постоянно. Проверить легко. Стоит лишь вспомнить человека, который причинил мне много душевной или физической боли. Даже если умом я стараюсь за него молится, в сердце, как правило, сидит глубокая заноза. И в тайне я желаю ему испытать всю ту боль, которую он мне доставил. Это означает, что я всё ещё требую справедливости. Я всё ещё склонен делить окружающих на хороших и плохих.
Для Бога всё иначе. Перед лицом Его закона нет правых и неправых. Есть просто маленькие, неразумные дети. Зачастую несчастные и потерянные. Или как всех нас называет Евангелие, «труждающиеся и обремененные». Дети, которых обидели и которым причинили боль такие же испуганные и одинокие, как и они сами. А потому всех нас Господь призывает перестать сражаться с окружающими людьми, прекратить доказывать свою правду и свою правоту, остановить эту бесконечную борьбу, вместо этого начать жить по Евангелию и стать просто счастливым и свободным участниками Его Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
18 октября. О святителях московских
Сегодня 18 октября. Церковь совершает Память 12-ти московских святителей.
О них рассказывает протоиерей Владимир Быстрый.
18 октября. О личности и творчестве Юрия Тынянова
Сегодня 18 октября. В этот день в 1894 году родился писатель и литературовед Юрий Тынянов.
О его личности и творчестве, — протоиерей Артемий Владимиров.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов