В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресенье, об Отдании праздника Рождества Христова, о значении Обрезания Господня, о праздновании Субботы перед Богоявлением, а также о памяти святых 20 000 мучеников Никомедийских, 14 000 младенцев, в Вифлееме избиенных, мученицы Анисии Солунской, святителя Василия Великого и преподобного Серафима Саровского.
М. Борисова
— Добрый вечер, дорогие друзья. С вами Марина Борисова. В эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица». И сегодня у нас в гостях протоиерей Фёдор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке.
Прот. Фёдор Бородин
— Добрый вечер, здравствуйте.
М. Борисова
— И с его помощью мы постараемся разобраться в том, что ждёт нас в церкви завтра, в 29-е воскресенье после Пятидесятницы, и на следующей неделе. Как всегда, по традиции, мы стараемся понять смысл наступающего воскресенья по тем отрывкам из Апостольских посланий и Евангелия, которые прозвучат завтра в храме за Божественной литургией. Завтрашнее воскресенье называется «Неделей по Рождестве Христовом». И чтения в этом смысле тоже тематические, они как-то отражают смысл вот этого акцента завтрашнего дня. Будет звучать отрывок из Послания апостола Павла к Галатам — из 1-й главы стихи с 11-го по 19-й, которые начинаются словами: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа». И дальше апостол Павел подчёркивает: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью... Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня». Вот скажите, пожалуйста, отец Фёдор, почему апостолу Павлу так важно в этом послании отмежеваться как бы от двенадцати апостолов, от первых учеников Христа? Почему он подчёркивает всё время, что только через три года он с Петром поговорил и с апостолом Иаковом, а больше вообще ни с кем не общался? Почему так важно для него это?
Прот. Фёдор Бородин
— У апостола Павла совершенно исключительный путь. Он призван действительно не через учеников Христа, апостолов, которые во время Его земного служения Ему сопутствовали, учились у Него, как все остальные. Он призван явлением Самого Иисуса Христа. И именно в этом явлении нечеловеческом — он говорит, что Евангелие, которое он принял, не есть человеческое, — он обретает право проповедовать язычником. Эти удивительные слова — «Евангелие, которое я благовествовал», то есть благая весть — о чём они, кому они? И вот он говорит: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил, — и дальше, вы знаете, слова, которые для меня очень много значат, — открыть во мне Сына Своего». Вот уверовать, принять веру в Господа Иисуса Христа — это значит, Бог открывает в уверовавшем человеке Своего Сына. Так ли это, глядя на меня, на нас? Открыт ли в нас Сын Божий? Мне кажется, что если так себя проверять, то всегда есть какие-то высоты, до которых надо тянуться ещё и тянуться, и нельзя успокоиться. А второе, что очень важно, что, оказывается, Бог открывает в человеке Своего Сына с какой-то целью. Вот у апостола Павла эта цель была исключительная, именно благовествование: чтобы он благовествовал Христа язычникам. И многие апостолы это не могли принять. Если читать внимательно Книгу Деяний, мы увидим, что даже после Собора апостолов 52 года ещё долго очень проповедь апостола Павла язычникам, без погружения их в выполнение ветхозаветных предписаний, вызывала очень много споров и отторжения, прежде всего у Иерусалимской общины христиан. Когда последний раз Павел посещает Иерусалим, Иаков показывает ему: посмотри, сколько здесь братьев, и все они ревностно соблюдают закон. Вот не удалось Павлу объяснить это в Иерусалиме всем достаточно, и об этом горечь этого послания в каком-то смысле. Даже некий соблазн в этом есть: а почему, действительно, апостол не советуется? Потому что ему Христос повелел по-другому, и есть люди, которые пока этого не могут принять. Но нам эта проблема сейчас не очень понятна, она не звучит для нас остро — мы все христиане из язычников. Христиане из иудеев, которые в то время составляли большинство Церкви, может быть, об этом думают, для них это сложно.
У меня был такой момент однажды, когда женщина, прекрасная совершенно, очень умная, образованная, иудейка по национальности, хотела принять святое крещение. Она изучила всё, она прочитала целую библиотеку и приняла такое решение. Видно было, что для неё это сложно, а для них это было ещё сложнее. Но апостол Павел имел на это, скажем так, Божественное благословение, Божественный санкции. Он кричал об этом, он говорил об этом.
М. Борисова
— Но можем ли мы сказать, что мы вправе применить эти слова в какой-то степени, хотя бы в малой, к самим себе сейчас, сегодня? Можем ли мы говорить о том, что наша задача — молиться, чтобы Господь в нас открыл Христа и объяснил нам, зачем?
Прот. Фёдор Бородин
— Я думаю, что да, можем, потому что у Бога есть о каждом человеке Промысл. Мы обычно воспринимаем себя как человека, который еле-еле выживает, страдает, преодолевает, несёт свой крест. А что мы сами можем сделать для Христа, как мы можем послужить Его Церкви — обычно мирянин об этом не думает. Некоторые священники об этом думают — о том, что надо идти и благовествовать. А на самом деле Господь всем ученикам сказал «идите, научите все народы». И как апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, «я не стыжусь благовествования, потому что оно есть сила Божия» И это призвание, на которое человек должен иметь желание. Вот это удивительно. Если мы вспомним знаменитую 6-ю главу пророка Исайи, которая описывает момент этого призвания. Господь делает Исайю свидетелем такого совета: кого пошлю и кого послать для Нас проповедовать народу? Исайя говорит: «Меня пошли», — то есть человек должен сказать: «Я хочу, Господи, радостью встречи с Тобой делиться с людьми». И тогда Господь поможет: и даст слово, и обстоятельства сложит. Если этого мы не можем, то подумать: чем мы можем послужить Христу, для чего открыт во мне Сын Божий, что я могу? Может, я могу кого-то накормить, могу кому-то помочь? Любой христианин должен что-то делать. Если ты преподаватель математики, ты репетитором работаешь, ну, возьми одного ребёнка из бедной семьи бесплатно. Что угодно: что-то в храме сделай, бедным чем-то помоги, послужи как-то. Если ты не хочешь проповедью, вымой полы в том месте, где проповедуют, помоги налить чай там, где садятся люди слушать беседу Евангелия. Ты тоже будешь участвовать в благовестии. Это великая святыня, мы ей спасаемся.
М. Борисова
— Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Матфея, 2-я глава, стихи с 13-го по 23-ий. Это хорошо известная, я думаю, всем нашим радиослушателям история о том, как после Рождества Христова Ангел явился Иосифу и предупредил его о готовящемся Иродом избиении вифлеемских младенцев. И святое семейство отправилось в Египет, чтобы укрыться от преследований на родине. Вот эта история для нас сегодня, что означает?
Прот. Фёдор Бородин
— Во-первых, мы видим бережное отношение к памяти тех святых, которые связаны с каким-то местом. И мы понимаем, что они являются, в каком-то смысле, покровителями и хозяевами этого места. Рама — это предместье Вифлеема, маленький городок, который иногда относят к самому Вифлеему, который, как известно, переводится как «Город хлеба». Это место, где во время путешествия Иакова умерла его любимая жена Рахиль в родах, рожая ему Вениамина. Иосифа она родила, во время родов Вениамина она умерла. И это было огромное горе для Иакова, потому что он её любил больше всех. Эта женщина была ему созвучна. Как мы помним, Лия была ему навязана Лаваном, а служил он ему и хотел в жёны взять именно любимую Рахиль. И вот Господь своего праведника проводит через такое страшное испытание. И это место проходит ещё раз как бы через это испытание. Интересно, что у Рахили двое детей: Иосиф и Вениамин. Но в 46-й главе Библии, в Книге Бытия, 46-я глава, 2-й стих, «это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего 14 душ». Имеются в виду и внуки, то есть сыновья Иосифа и сыновья Вениамина, то есть все, кто там живёт, получается, под покровительством этого человека. И там, где живём мы, тоже есть покровительство неких угодников Божьих. Надо смотреть, изучать их жизнеописания и надо им молиться. Если происходит какая-то беда, то именно в этом покровителе будет утешение. Потому что это знаменитая глава 31-я из пророка Иеремии, который жил в VII веке до Рождества Христова: «Плачет Рахиль, глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Сказано это о угоняемых войсками Навуходоносора в Вавилон пленённых иудеях, но это пророчество, и так это и прочитывается евангелистом, об убиенных младенцах одновременно, которое вот сейчас исполняется.
М. Борисова
— Я думаю, что непосредственно об избиении вифлеемских младенцев мы чуть позже поговорим, а вот что касается бегства в Египет: Египет ведь тоже, наверное, не случаен в этом контексте. Потому что Египет для иудеев это место далеко не курортное, как для нас сейчас. Это место, где они были в плену, где они были притесняемые и откуда их выводили с большими трудностями много десятилетий. Почему именно в Египет Ангел посылает святое семейство? Прот. Фёдор Бородин
— Святые отцы прочитывали всё, что происходило с богоизбранным израильским народом, как откровение о приходе в мир Иисуса Христа. И освобождение из египетского плена как в каком-то смысле прообраз возвращения из этого бегства Пресвятой Богородицы с обручником Иосифом со Христом. То есть это повторяющиеся истории. Вот эти слова пророка «из Египта воззвал Я Сына Моего» тоже здесь прочитываются. Сказано о сыне, о народе, но прочитываются как слова о Единородном Сыне Иисусе Христе.
М. Борисова
— Напоминаю нашим радиослушателям, что сегодня, как всегда по субботам, в эфире радио «Вера» программа «Седмица». В студии Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Фёдор Бородин. Мы находимся сейчас в разгар рождественских праздников. У нас святки, мы веселимся, у нас каждый день наполнен радостью, весельем. И вдруг Церковь напоминает нам в течение первой святочной недели мучеников, причём в огромном количестве: 20000 мучеников Никомидийских мы будем вспоминать 10 января; 14000 младенцев Вифлеемских мы будем вспоминать 11 января; мученицу Анисию Солунскую мы будем вспоминать 12 января — это одна из первых мучениц, пострадавших во время разгоравшегося великого гонения императора Диоклетиана. Вот почему для Церкви так важно в разгар вот этого святочного веселья и радости о рождённом Христе вспомнить такое огромное количество мучеников, стоявших как бы у дверей созидаемой новой Церкви?
Прот. Фёдор Бородин
— Как сказал Тертуллиан, кровь мучеников — семя христианства. И противопоставить можно только разгулье народного веселья святочного — памяти мучеников. Но на самом деле это же не имеет никакого отношения к тому, как христиане празднуют. Для нас праздник памяти мучеников это строгая, глубокая молитва, погружение в себя. Это не значит, что в эти дни обязательно надо объедаться. Помню, у меня был такой момент, когда человек пришёл на исповедь и говорил, что он соблюдает все уставы и каждый день масленичной недели ел блины, как будто это такое предписание. Нет такого предписания. Вот поэтому нормальному празднованию память мучеников, конечно, не противоречит. Как раз, наоборот, надо вспомнить о том, что христианство покупается дорогой ценой. Мы не знаем, когда и кому Промысл Божий благословит этот венец мученичества, заплатить эту цену. Вот христиане жили себе спокойно, казалось, империя уже приняла христианство. Христиане занимали огромное количество высоких очень должностей, открыто исповедовали свою веру, прежние законодательные акты о преследовании христиан не исполнялись. Кажется, всё ушло в прошлое, и вдруг вот было такое тяжелейшее испытание.
М. Борисова
— Но у святых отцов есть объяснение, почему это происходило. Думаю, что для всех для них это была задача, которую нужно было объяснить самому себе и объяснить пастве. Потому что, естественно, у людей благочестивых, современников этого начавшегося вдруг ни с того ни с сего для них великого гонения, а оно действительно было великое, поскольку по всей империи прокатилось, и очень жёстко. Главное, что неожиданно, по крайней мере событийно неожиданно для тех, кто уже на протяжении не одного поколения семьями жили, исповедуя Христа и не скрываясь.
Прот. Фёдор Бородин
— Да конечно, люди пытались это себе объяснить. У такого отца церковной истории, как его называем мы, Евсевия, епископа Кесарийского, есть описание того, как стали жить христиане к этому времени. И оно очень горькое, и оно очень напоминает пророческие слова многих новомучеников предреволюционные, которые анализировали ситуацию, допустим, в духовных академиях, в семинариях, в монастырях. Они говорили, что гонение неизбежно. Вот давайте их прочитаем:
«Полная свобода изменила течение наших дел, всё пошло кое-как, само по себе, мы стали завидовать друг другу, осыпать друг друга оскорблениями и только что при случае не хвататься за оружие. Предстоятели Церквей ломают друг о друга словесные копья, миряне — восставать на мирян. Невыразимые лицемерие и притворства дошли до предела гнусности. Словно решившись всякого разумения, мы не беспокоились о том, как нам умилостивить Бога. Будто безбожники, полагая, что дела наши не являются предметом заботы и попечения, творили мы зло за злом, а наши мнимые пастыри, отбросив заповедь, благочестие, со всем пылом и неистовством ввязывались в ссоры друг с другом, умножали только одно: зависть, взаимную вражду и ненависть, раздоры и угрозы. К власти стремились так же жадно, как и к тирании тираны».
Вот он описывает состояние Христовой Церкви, которую неизбежно надо очищать Богу — вот мысль такая. Он в этом именно видит причину гонения.
М. Борисова
— Но это всё очень перекликается с какими-то пророчествами Ветхого Завета. Вот хотя бы с пророчествами о Ниневии. И гибель каких-то городов, олицетворявших порок в ветхозаветные времена, перекликается с огромным числом мучеников в центрах христианства в начале великого гонения Диоклетиана. Ведь 20000 мучеников Никомедийских... что такое Никомедия в начале IV века? Это практически почти столица империи, потому что до того, как император Константин переехал в новый столичный город Константинополь, долгое время его резиденция была именно в Никомедии. И там, собственно, цвет христианства той эпохи был сосредоточен. И вот начинаются, как гром среди ясного неба, гонения, и соправитель Диоклетиана Максимиан запирает всех... было предупреждение, что молиться в христианском храме запрещено. Христиан обвинили, как обычно это бывает в истории, в поджоге царского дворца. Короче говоря, ситуация была настолько напряжена, что было понятно, что добром дело не кончится. И вот всех, кто в соборной церкви... а что такое соборная церковь столичного города? Это огромное сооружение. И всех, кто там собрался на молитву рождественскую, заперли в храме и храм подожгли. То есть огромное количество народа просто заживо сожгли посредине столицы империи. Это чтобы наши радиослушатели представили себе, что такое гонение в понимании императоров той эпохи. Я думаю, когда мы рассуждаем о каких-то не очень удобных для нас ситуациях, которые возникают сейчас, наверное, стоит лишний раз вспомнить, через что наши предки в церкви проходили, и, наверное, по-другому взглянуть на какие-то нестроения, которые нас окружают.
Прот. Фёдор Бородин
— Да, и вы правы совершенно, что пророческие тексты Ветхого Завета читаются совершенно по-другому. Ведь сейчас нам кажется очень удобно рассматривать пророка как того, кто предвозвещает будущее. Это некий такой человек, обладающий таинственным, от Бога данным знанием, которое предвозвещает то, что будет. Пророки Ветхого Завета себя так совершенно не рассматривали. Они прорекали (отсюда слово «пророк»), волю Божию о том, как жить сейчас и что надо немедленно прекратить. И пророк обладал, если можно так сказать, Божьим взглядом на то, какое будет будущее, потому что рассматривал его, можно сказать, как результатирующее настоящее. То есть пророчество обычно звучало так: или вы покаетесь, измените вот это и вот это, и тогда Божье благословение будет с вами. Или, если вы продолжите делать вот эти вещи, то будет с вами то-то и то-то. Как у пророка Исаии сказано: «И Я изолью на них зло их». То есть зло, которое творят люди, разрушает ткани их жизни, иногда вот так страшно. А само гонение, конечно... мы, в любом случае, люди слабые, мы молимся, чтобы Господь отвёл от нас чашу сию. Но для того, чтобы не было новых таких обстоятельств, надо просто каждому из нас достаточно строго жить. Надо преуспевать в молитве, у каждого должна быть своя аскеза. Каждый должен понимать, что являть Христа в отношении с ближними — вот задача наша. Как мы говорили о словах апостола Павла «открыть во мне Сына Своего», — чтобы это действовало, тогда Господь будет с нами.
М. Борисова
— Вернёмся ненадолго к вифлеемским младенцам. Есть такой камень преткновения для людей внешних: когда говорят, что в Вифлееме погибло 14000 младенцев от двух лет и младше. Понятно, что эта цифра не статистическая, поскольку в маленьком городе Вифлееме, наверное, и сегодня столько не наберётся. Вряд ли в во времена Христа там было именно столько, ровное число — вот 14000. Когда ищешь какое-то истолкование этой истории, часто встречаешься с тем, что 14000 — это некая символика, которая в Библии достаточно часто бывает. Что означает эта цифра в этой истории?
Прот. Фёдор Бородин
— Но это символ просто большого количества, больше ничего в этом искать не надо. Мы ведь тоже с вами говорим, например, «век мобильных телефонов». Но они не появились ровно сто лет назад, или «век Екатерины», хотя она не царствовала сто лет, хотя очень долго. И мы говорим «это вчерашний день». Мы сами употребляем подобные все выражения, говоря и о количестве, и о времени протяжённости. В древние времена, когда писался Ветхий Завет, и Новый Завет, тогда символика числа значила ещё больше. Поэтому 14000, конечно, это соблазняет только когда мы со своими мерками сегодняшнего дня, привыкшие всё рассчитывать на калькуляторе, идём туда. Вы знаете, очень многие вещи звучали совершенно по-другому. Нам, например, известно мнение большинства учёных, что творения, приписываемые Дионисию Ареопагиту «О небесной иерархии», конечно, не могли быть написаны в I-м веке, что это результат огромного развития богословской мысли. И говорят, что человек, который их написал, это Псевдо-Дионисий Ареопагит. А почему он так подписался? И возникает вопрос: но это же воровство, это же плагиат? Ничего подобного: человек подписывался таким именем, не желая прославиться, не желая заработать денег. Он искренне считал, что он передаёт те мысли, которые Предание церковное каким-то образом до него от Дионисия Ареопагита донесло. Поэтому для нас сейчас это звучит дико, но тогда это было так. Или пророческие школы, например, Ветхого Завета: тексты, которые приписываются там одному пророку, явно, что они написаны в разное время сильно, и что он не мог жить и до плена вавилонского, и после вавилонского плена одновременно. Для людей, которые подписывались его именем, это совершенно нормально, в этом нет никакого ни обмана, ни кощунства, ни богохульства. Поэтому, когда мы сталкиваемся с такими цифрами, мы должны понимать, что это некая условность, которая в то время практиковалась значительно больше, чем сейчас.
М. Борисова
— В эфире радио «Вера» программа «Седмица». С вами Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Фёдор Бородин. Мы прервёмся буквально на минуту, скоро вернёмся, не переключайтесь.
М. Борисова
— Здравствуйте, дорогие друзья, в эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица». С вами Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Фёдор Бородин. И, как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей седмицы. На следующей неделе у нас целая гирлянда праздников. Прежде всего, 13 января у нас праздник отдания Рождества Христова, который ещё принято в народе называть «Щедрый вечер» — это старый Новый год, тут как бы всё вместе взятое. И 14 января — Обрезание Господне и память святителя Василия Великого. Вот такой букет. Причём в традиции он давно настолько спаян, что даже такие народные праздничные песнопения, не только колядки, но и щедривки, то есть это песнопения, которые относятся к прославлению Щедрого вечера, и очень много всевозможных колядок, связанных с днём памяти Василия Великого. В общем, тут есть о чём и вспомнить и напомнить. Ну, естественно, начинаем с праздника Обрезания Господня. Насколько этот праздник важен? Понятно, что он важен был для христиан из среды иудеев. Почему он так важен для нас?
Прот. Фёдор Бородин
— По мысли апостола Павла, праздник Обрезания предзнаменовал собой Таинство Крещения. И апостол в Послании к Колоссянам, например, говорит, что «мы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым». Вступление в завет с Богом для мальчика было таким кровавым обычаем, а для нас, для христиан, это погружение в купель крещения. Это когда человек совлекается необузданной, плотской своей жизни для того, чтобы облечься в нового человека, обновляемого по образу Создавшего его, во Христе Иисусе. Вот поэтому для нас этот праздник важен. И ещё он, конечно, важен, потому что Христос был телесен не призрачно, а полностью. Он был совершенный, то есть абсолютный, Человек, и есть, и совершенный Бог. И ещё очень важно, что Христос проявляет послушание тому закону, который Сам Он и дал как Господь. И Он говорит о том, что «не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков — не нарушить пришёл Я, но исполнить». И вы знаете, на это очень интересно взглянуть вот под таким углом: любая заповедь, которую даёт Господь, является проекцией на человеческую жизнь принципов внутрибожественной жизни. Ну, если обще говорить, то Бог свят и чист. Поэтому Его последователь должен быть свят: «Будьте святы, как свят Отец ваш Небесный». Бог милосерд, поэтому будьте милосердны, как милосерд Отец ваш Небесный. Бог почитает и находится в послушании — Бог Сын Бога Отца — и поэтому мы должны почитать своих земных родителей. И именно поэтому воплотившийся Бог Сын был, как сказано в Евангелии от Луки, в послушании и у Матери своей, и у нареченного отца Иосифа Обручника. То есть Он выполнял эту заповедь. И конечно, заповедь об обрезании Он не мог не исполнить, потому что Он пришёл, чтобы придать глубочайший смысл этому закону, но для этого Он должен был Сам его исполнять.
М. Борисова
— Понятно, когда читаешь церковную историю, что в первые века становления Церкви вопрос о человеческом в Иисусе Христе был очень острый, был камнем преткновения, был причиной возникновения всевозможных ересей, был предметом осмысления святых отцов, споров на Вселенских Соборах. Но прошло 2000 лет, насколько для нас сейчас это актуально? Мне кажется, что вряд ли найдётся много христиан современных, для которых вопрос человеческого в Иисусе Христе остаётся под вопросом и сегодня.
Прот. Фёдор Бородин
— Вы знаете, острее всего вопрос об этом поставлен был в ереси монофизитства, осуждённой на IV-м Халкидонском Соборе. «Монофизис» — это «одна природа» буквально. Эта ересь отрицала во Христе именно человечество. И, казалось бы, что в этом такого? Да, мы воздаём Ему такую великую славу, только как Богу, для Церкви это было принципиально: что не воспринято, то не уврачевано. Кажется, что сейчас действительно эта ересь не актуальна. Нет, это не так. Она актуальна в том, что очень многое в церковной практике люди стараются сделать абсолютно ну, скажем так, бесчеловечным, то есть отрицать жизнь человека на земле, со всеми её проявлениями, и гнушаться чем-то, что им кажется неправильным. Вот эти идеи, с которыми Церковь так боролась первые века, которые через учение неоплатонизма пытались поменять смысл благовестия — сначала это были гностические учения, потом вот эти ереси, в том числе и ересь монофизитства. Это же всё наследие неоплатонизма. Для нас это неприемлемо.
Мы не можем, например, гнушаться пищей мясной. Есть даже церковные каноны, которые предписывают извергать из сана и отлучать от Церкви священника и, соответственно, мирянина если они гнушаются мясом не ради личного воздержания, а говорят, что это плохо. Это такое послание всем вегетарианцам. Это вот такая интересная мысль для вегетарианцев всех. И почему, как это объясняют церковные каноны? Потому что всё, что Бог сотворил и дал человеку, хорошо. А монофизитство говорит, что человечество — это плохо. Вспомните, Платон выводил слово «сома», то есть «плоть», плотская человеческая природа, от названия крышки гроба. Говоря, что всё, что связано с телесной жизнью человека, плохо. Потому что Божество, частичка Божества, мучается здесь. Поэтому и семья — это плохо.
Знаете, у меня был такой эпизод, когда мой друг по семинарии принял монашество и готовился к хиротонии в иеромонахи. А он человек такой откровенный, мы с ним подружились, ещё когда поступали в семинарию. Он говорит: «Ты же понимаешь, что настоящие священники — это только монахи? А белые — ну да, кто-то же должен служить на приходах». Я ему говорю: «Слушай, дорогой, а ты каноны читал апостольские? А вот давай посмотрим. Ты понимаешь, что ты ещё пару раз так скажешь и можешь быть отлучён?» Это же есть всё, понимаете? Это всё живёт, когда человек не в состоянии воспринять полноту той радостной, счастливой, прекрасной жизни, не всегда счастливой по-человечески, но радостной, которую Господь дал человекам.
Вспомните, Христос чему уподобляет Царствие Божие? Он уподобляет его брачному пиру, то есть свадьбе. Нет и сейчас, наверное, тоже ничего более радостного, нет в жизни человека — чтоб всем собраться, попеть песни, порадоваться за молодых, которые пока красивые, молодые, здоровые, ещё ничем не обременённые, которые светятся любовью друг к другу. И вот этому состоянию подобно Царство Небесное. Если бы брачный пир был чем-то, что надо потерпеть, потому что без этого никак не продлится род человеческий, неужели бы Христос сотворил чудо в Кане Галилейской на свадьбе и сказал бы такую притчу о брачном пире? Нет, конечно. Поэтому на самом деле монофизитство духом своим очень близко. И оно продолжает искушать Церковь собой.
М. Борисова
— С вашими словами о том, насколько всё человеческое благо, даже в монашестве, очень перекликается память Василия Великого, которая долгие века праздновалась в первый день гражданского календарного Нового года. Ведь его попытка создать вокруг себя монашеское общежитие тоже не совсем школы Антония Великого, великих аскетов, пустынников — это совсем другой вариант монашеского служения. И вообще, Василий Великий, наверное, не случайно много раз в году по разным поводам вспоминается Церковью. Почему он так важен именно из огромного сонма святых отцов, именно святитель Василий Великий?
Прот. Фёдор Бородин
— Потому что, наверное, нет такой области церковного вероучения, которой он не коснулся в своих великих и глубочайших трудах — это во-первых. Во-вторых, вы совершенно правы: если говорить по католическому распределению монашеских уставов, то все монахи Православной Церкви в основном базилиане, то есть они живут по уставам, которые когда-то заложены именно им. Не по иерусалимским уставам Пахомия Великого, а именно по принципам сожития, которые, исходя из своего опыта сначала сожития с Григорием Богословом, своим другом по учёбе в Афинской академии, а потом и с прибавившимися учениками, оставил нам святитель Василий. А потом, сам образ этого человека, конечно, потрясает воображение. Начиная с его семьи. Вот у него причислены к лику святых: бабушка Макрина Старшая, умершая в 340 году; а мать его — преподобная Емилия; брат его — святитель Григорий Нисский; святитель Пётр Севастийский; праведный Навкратий; преподобная Макрина, соответственно, Младшая и блаженная диакониса Феозва — две его сестры. Причём красота взаимоотношений этой семьи простирается не только на труды Василия Великого. Вот, например, Пётр Севастийский — это человек, который епископствовал в Севастии, и именно он, насколько я знаю, омывал кости сорока мучеников-воинов севастийских. А святитель Григорий к нему путешествовал на эту память, Григорий Нисский из города Ниссы и, поскольку был блестящим проповедником, то брат его просил сказать проповедь на этот день.
Поэтому, если вы откроете труды святителя Григория, вы там найдёте несколько, по-моему, даже четыре или пять очень пространных и удивительных по силе слова проповеди на память вот этих сорока святых мучеников. И вот эта семья, житие каждого, это жемчужина, я очень советую это почитать, она как бы венчается вот этим уникальным человеком, который был носителем вообще всех даров. Как его называют современники, «это был корабль, столь нагруженный учёностью, сколь cие вместительно для человеческой природы». И конечно, при этом это был бесстрашный подвижник, который не боялся ни пыток, ничего. Известен эпизод, когда он предстоит перед правителем, который пытается от него добиться, по-моему, покровительства арианству, если не ошибаюсь. И святитель говорит ему: «Ты пугаешь меня пытками, но моё тело так слабо, что дух при первом же ударе меня покинет. Ты хочешь отнять у меня имущество? У меня его нету». Тот удивляется, говорит: «Что ты такой крепкий-то?» А святитель Василий был человеком с юмором, он говорит: «Ты, наверное, никогда не встречался с православным епископом просто». Вот так вот. (Смеётся.) Кстати, если читать его письма, например переписку с Григорием Богословом, это предстаёт такой живой образ взаимоотношений вот этих гениальных друзей, гениальных богословов. Просто это можно зачитаться и до утра читать, если вечером это откроете. Я очень всем советую.
М. Борисова
— Напоминаю нашим радиослушателям: сегодня, как всегда по субботам, в эфире радио «Вера» программа «Седмица». В студии Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Фёдор Бородин. И мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Завершается наступающая неделя субботой, которая называется «Суббота перед Богоявлением». И так уж совпало в этом году, что именно в этот день мы празднуем ещё и память преподобного Серафима Саровского, одного из самых любимых, самых близких сердцу русского православного человека святых. И вот это сочетание как-то, мне кажется, особо празднично звучит в сонме рождественских крещенских праздников. Вот это сочетание субботы перед Богоявлением с предощущением праздника Крещения Господня и преподобного Серафима, который, как проводник к этому Крещению, проводник каждого из нас к истинному ощущению, которое человек должен приобретать, крестившись во Христа. То есть ощущение радости жизни во Христе.
Прот. Фёдор Бородин
— Да, когда преподобный Серафим каждому, даже впервые виденному человеку, приходившему к нему на приём, говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!» — это, конечно, было никакое не актёрство и не просто выбранная фраза. Это было благовестие о самом главном в его жизни. Христос воскрес, и поэтому каждый человек для него — это радость. Вот удивительно совершенно. Мне кажется, что преподобный Серафим помогает нам понять, как Иоанн Предтеча будет встречать людей, приходящих креститься к нему. Есть такая церковная мысль, предание о том, что, совершая обряд погружения в воду, при котором человек, омываясь телесно, должен был каяться в своих грехах и омывать душу, и телесное омовение было символом этого, Иоанн Креститель не давал человеку выйти из воды, пока он все грехи не исповедовал. А если он что-то забывал или утаивал, то Иоанн ему напоминал. И в житии преподобного Серафима десятки эпизодов, когда он говорит людям об их тяжких грехах. Но мы можем понять, как он это говорит, чтобы это исцеляло. Он говорит это с такой любовью, абсолютно без осуждения, и это исцеляет человека.
Потому что когда мы читаем, как Иоанн Креститель говорит, например: «Порождение ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего гнева?» Что такое порождение ехиднины? Это, представляете, пришёл человек-книжник из Иерусалима к какому-то проповеднику на Иордан. А говорит ему: «Змеёныш, ты что пришёл?» Это же змеёныш, это же оскорбление. Но, видимо, в Иоанне Крестителе настолько присутствовала любовь и святость к людям, что всё равно все отходили от него, очистившись покаянием. И я для себя вижу, как это могло быть, в описаниях того, как люди приходили к Серафиму Саровскому. Поэтому, мне кажется, его память здесь такая чудесная — это же дня его смерти память, когда он сказал, что «по дыму узнаете, что я умер». Пожар начался в его келье, и когда пришли ученики, увидели, что он, стоя на коленях, предал дух свой Господу пред иконой Пресвятой Богородицы «Умиление».
М. Борисова
— Да, удивительно всё как-то взаимосвязано, и получается очень гармоничная история. Но вернёмся к главному событию субботы перед Богоявлением. Отрывок из Евангелия от Матфея, из третьей главы, стихи с 1-го по 11-й — это как раз повествование о том, как приходили креститься к Иоанну Крестителю на Иордан. Как раз вот там и говорится о порождениях ехидненных: «Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» — и то, что «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Вот это всегда очень жестоко звучит. Согласитесь, что мы как-то ждём в церкви и от Писания всё-таки какого-то утешения, какого-то сочувствия к нашим слабостям. А здесь очень жёстко говорится о том, что в принципе может каждый из нас применить к самому себе. Но какие плоды мы оставляем, что мы можем предъявить по истечении нашего жизненного пути Господу как плоды наших трудов во славу Его? Да ничего, наверное. Если честно посмотреть на свою жизнь, каждый из нас, наверное, скажет, что нечего предъявить.
Прот. Фёдор Бородин
— Вы знаете, проповедь Иоанна Предтечи, как и проповедь Христа, начинается со слов «покайтесь, приблизилось бо Царство Небесное». Приближение Царства Небесного к душе человека, вхождение человека в это Царство, узнавание этого Царства, неизбежно связано с покаянием. Не бывает приближения Царства Небесного без покаяния. Поэтому Иоанн Предтеча напоминает каждому из нас, что, да, мы ещё можем погибнуть. Знаете, я недавно у одного современного богослова прочитал определение Церкви, которое меня очень тронуло. Он сказал, что Церковь — это люди, объединённые вокруг Иисуса Христа, которые уже спасены Им, но ещё могут погибнуть. И не случайно мы в Таинстве крещения читаем такие, в общем-то, страшные слова, священник читает: «Господи, Ты дал человеку власть жизни вечной». То есть, как дар, вечная жизнь человеку от Бога, в Его руках протянута, а власть взять или нет — она у человека. Поэтому Иоанн Предтеча — это, прежде всего, учитель покаяния. И покаяние, которое очищает человека, конечно, это горькое лекарство, это больно — каяться. Очень легко жить без покаяния, когда всё вроде нормально, но надо себя разбудить. И покаяние приносит человеку мир с Богом, утешение и радость. Не бывает настоящей христианской радости без покаяния — это фальшивка.
Я хотел бы напомнить дивные слова преподобного Исаака Сирина о том, что такое покаяние: «Покаяние — это трепет души пред вратами рая». Понимаете, он не называет это условием. Если ты искренне покаялся, то уже стоишь перед этими дверями, и душа твоя трепещет от радости — вот Царство Небесное. Ты, пока жив, они ещё закрыты, ты не можешь туда войти. Но ты всё узнал — вот как это бывает. Поэтому, да, покаяние — это остро, это тяжело, это операция, это надо себя осудить, это надо сказать, что я погибаю, поэтому мне нужен Спаситель. Но без этого в Царство Божие ты не войдёшь. Поэтому Иоанн Предтеча в словах суров. Но, обратите внимание, его ответы суровые только книжникам — вот эти змеёныши. А так воинам: «Ничего не делайте больше того, что вам положено, и никого не обижайте, не отбирайте ничего», — то есть не превышайте ваших полномочий, выполняйте ваше служение, и Царство Божие будет ваше.
М. Борисова
— Но можно ли слова, обращённые к фарисеям, истолковать, как ещё предостережение от некой такой ложной аскезы, от искушения почувствовать, что ты что-то совершаешь, при этом не отдавая, может быть, себе отчёта, что делаешь ты это из такого очень сильно замаскированного, даже от самого человека, тщеславия? То есть это вот тонкая грань, когда в себе очень трудно разобраться: где истинное, а где что-то ты начинаешь делать не для Бога, а для себя.
Прот. Фёдор Бородин
— Но вот этот ложный аскетизм тех, кого апостол Павел называет «людьми, сожжёнными в совести своей». То есть совесть сгорела, она не работает, голос Бога, обличающий твою неправду, перестал быть слышен — настолько тебе он был неинтересен. И апостол Павел показывает, что является символом вот этих сожжённых совестью проповедников. Он говорит о том, что они будут запрещать вступать в брак. Вот интересно очень — это мы опять возвращаемся к теме монофизитства, которое продолжает предлагать человеку искушения. Церковь выработала очень чёткий ответ. Мы говорили про мясо, а теперь вот то же самое про брак. Это 51-е апостольское правило. Давайте я его прочитаю, просто чтобы мы почувствовали этот дух: «Если кто епископ, пресвитер или диакон удаляется от брака и мяса, и вина не ради подвига воздержания (то есть своего), но по причине гнушения, забыв, что всё добро зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе, и таким образом клевещет на создание, или да исправится, или да будет извержен из священного сана и отвержен от Церкви. Также и мирянин». Вот так вот, понимаете, нельзя говорить о том, что еда и брак — это плохо. Прелюбодеяние плохо, чрезмерность в еде плохо. Всё надо с благословением и благодарением Богу совершать. И в этом смысле внезапно наступающий пост строгий в Сочельник, после долгого периода мясоеда, святок, он человека вызывает на такой серьёзный очень аскетический труд по отношению к себе.
М. Борисова
— Спасибо огромное за это беседу. В эфире была программа «Седмица». С вами были: Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Фёдор Бородин. Слушайте нас каждую субботу. До свидания.
Прот. Фёдор Бородин
— До свидания.
2 ноября. О святости Преподобного Гавриила Самтаврийского
Сегодня 2 ноября. Церковь чтит память Преподобного Гавриила Самтаврийского, жившего в ХХ веке в Грузии.
О его святости, — протоиерей Владимир Быстрый.
2 ноября. О воспитании наследников престола в России
Сегодня 2 ноября. В этот день в 1894 году на русский престол вступил последний русский император Николай Второй.
О воспитании наследников престола в России, — протоиерей Артемий Владимиров.
2 ноября. О поминовении усопших
Сегодня 2 ноября. Димитриевская родительская суббота.
О поминовении усопших, — священник Алексий Тимаков.