Сегодня 2 февраля. В этот день в 1945 году Митрополит Алексий (Симанский) избран Патриархом Московским.
Об истории патриаршества в России — протоиерей Михаил Самохин.
В слове «патриарх» первый корень означает «отец». Патриарх — отец Церкви. И после веков безотцовщины русской церкви она в ХХ веке избирает святителя Тихона — подвижника и мученика. Это было великим событием для нашей церкви. Она обрела отца. В тяжелейшие годы Великой Отечественной, после кровавых гонений, церковь в 1943 году вновь обретает Патриарха. Но совсем скоро, в мае 1944-го, вновь его теряет. И в следующем году, когда советская власть уже не нуждалась в помощи церкви для подъема и сплочения народа, избрание нового Патриарха было вовсе не предопределено. Но милостью Божией в 1945 году церковь избирает Патриарха Алексия, которому предстоит управлять ею четверть века. Блокаду в Ленинграде, еще в сане митрополита, послевоенное восстановление храмов и семинарий, хрущевские гонения, расцвет брежневского застоя — все это довелось пережить святейшему Патриарху Алексию, дворянину, который стал архиереем еще в 1913 году, в год 300-летия дома Романовых.
Святейший Патриарх Алексий, который прожил больше 90 лет, самим своим служением стал образом неразрывности духовной традиции в бурном XX веке. Благодаря ему во многом сохранилась преемственность церковного устроения и культуры, насколько это позволяли условия служения.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 февраля. О добродетелях пастыря
В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла Тимофею есть слова: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте».
О добродетелях пастыря — священник Захарий Савельев.
Эти слова апостола Павла, которые он адресовал Тимофею, своему ученику, сейчас записаны на крестах духовенства. С обратной стороны эта надпись на кресте является постоянным напоминанием для священника, каким он должен быть. Это постоянное пребывание своим умом в Боге. Это непрестанное желание жить по заповедям. И даже в тяжелые моменты, когда у человека не остается сил, это самоконтроль и упование на Бога. Даже в те моменты, когда человека посещают искушение, чтобы отвернуться, поступить не по правде, не по заповедям Божьим. Образ «будь верным» в слове, житии и в любви относится к епископам и к священникам. Потому что и во времена апостола Павла, как многие мы можем помнить, епископ и священник — это были синонимы одного служения. И сегодня эти слова относятся, конечно, к пастырям, но в том числе и к посомым. Отец в семье тоже является пастырем, мать в семье является примером. И потом дети, которые будут, подражая своим родителям, создавать свою семью, свою ячейку, свою малую церковь, они тоже будут обязаны следовать этим словам апостола Павла, которые он тогда написал Тимофею.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 февраля. О том, как развиваются отношения церкви, государства и общества в наши дни
Сегодня 2 февраля. В этот день в 1918 году Совет народных комиссаров принял декрет «Об отделении Церкви от государства и школы».
О том, как развиваются отношения церкви, государства и общества в наши дни — протоиерей Константин Харитонов.
В XXI веке уже Святейший Патриарх Алексей II сказал, что Церковь отделена от государства, да, но не от общества. Не отделена Церковь от народа. Поэтому мы видим, как народ тянется к Церкви, мы видим, как множество задается вопросов, как молодежь интересуется православной культурой. И многие сегодня выбирают изучение именно православной культуры. Да, есть много трудностей, есть много вопросов у современного общества, много недопонимания, но открыт диалог. Этот диалог ведется со всех сторон. И в школах, и в вузах, и по телевидению, и в интернете. Многие священники, блогеры становятся популярными, и у них существует множество подписчиков. Открыты воскресные школы. Каждый воскресный день дети посещают после службы воскресную школу и получают знания основ православной культуры. Также приглашают священников и в школу, и в высшие учебные заведения. И, конечно, этот диалог будет продолжаться и дальше, потому что обществу необходима вера. Народ хочет прийти к своей культуре, не только к культуре, а самой вере, потому что вера — это сердце народа. И дай Бог, чтобы воссоединилась наша православная вера в большинстве с нашим народом. Для этого, конечно, необходимы любые контакты на любом уровне. И мы видим, как святейший Патриарх Кирилл об этом говорит и это поддерживает, и сам является неустанным проповедником Слова Божия, Евангелия и веры православной.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 285 зач. (от полу́), IV, 9-15.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В наши дни понятие справедливость кажется нам чуть ли ни важнейшей чертой любого нормального сообщества. Из всеобщей декларации прав и свобод мы знаем, что обладаем равным человеческим достоинством и, естественно, не хотим, чтобы в нашей жизни присутствовала какая-либо предвзятость. Но есть ли предвзятость в сфере веры? Относится ли Бог ко всем людями одинаково? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы первого послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 4.
9 Слово сие верно и всякого принятия достойно.
10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.
11 Проповедуй сие и учи.
12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.
13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.
14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.
На первый взгляд сегодняшнее чтение говорит о явной несправедливости и предвзятости Бога, ведь апостол пишет, что Он спасает всех людей, но особенно верных. Если бы мы услышали, что пожарные спасали всех, но особенно своих знакомых, нас бы это смутило. Мы бы сказали: ну вот, и здесь свойство, сначала спасают своих, а остальных по остаточному принципу. И хотя родство и знакомство — вещи действительно важные, в таком подходе чувствуется что-то глубоко неправильное, ведь жизнь людей одинаково ценна. И уж тем более страшна предвзятость, если мы говорим о жизни вечной и о всемогущем Боге Спасителе!
Но изменится ли наше восприятие, если мы скажем иначе: «Пожарные спасали всех, но особенно успешно тех, кто смог сориентироваться и действовать в соответствии с рекомендациями по технике безопасности». «Это совсем другое дело, — скажем мы, — ведь здесь речь уже не о предвзятости спасателей, но о том, что одни спасаемые своим поведением помогали себя спасать, а другие этому мешали». И если посмотреть на слова апостола под этим углом зрения, они уже не будут выглядеть, как что-то несправедливое. Ведь Бог действительно Спаситель всех, и нет ни одного человека, который был бы сотворён для погибели, но как Ему спасти всех, если все по-разному реагируют на Его призыв?
Например, апостол пишет, что трудится и проходит испытания, потому что надеется на Бога живого, в Которого верит как в Спасителя. Но даже для него всё не ограничивается надеждой. Ведь если её понять неправильно, она станет простой беспечностью. Так беспечные люди порой не идут к врачу или не принимают лекарств, надеясь, что всё само собой пройдёт. Однако, как реальные болезни редко проходят сами собой, так и болезнь греха тоже одной только надеждой, без каких бы то ни было усилий, исцелить вряд ли возможно. Хотя бы потому, что сознательный и вольный грех будет этой легкомысленной надежде противоречить. Подлинная надежда предполагает изменение жизни. Посильное и постепенное, но неуклонное и постоянное... Неслучайно, говоря Тимофею о надежде, апостол поручает ему быть образцом для верных в слове, в жизни, в любви... Более того, для него важно, чтобы успех Тимофея был для остальных очевиден, потому что, трудясь рядом с ним, и другие люди поймут важность собственных усилий.
Подобным образом вместе с Тимофеем и мы, как верующие, призваны трудиться и проходить испытания с надеждой на Бога. Он живой, Он не просто какая-то фантастическая цель, но вечный и любящий Господь, который в нашем труде всегда идёт нам навстречу. На всякий искренний труд Он отвечает и всякую искреннюю надежду не оставляет без доброго ответа.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов