Василий Верещагин в своей работе «Ночь на Голгофе» обращается к скорбному эпизоду в Евангелии — погребению Христа. Действие картины происходит на горе Голгофе, по преданию она была могилой Адама, грехи которого омылись кровью распятого Спасителя.
— Здравствуйте! Прошу прощения, вы не поможете мне? Вы ведь сотрудник Третьяковской галереи?
— Да, верно. Меня зовут Маргарита Константиновна. Чем могу быть вам полезна?
— Очень приятно! А я Андрей, студент Литературного института. Мне нужно написать эссе на тему «Скорбный день» по мотивам любого произведения живописи. И вот я здесь, пытаюсь понять, какая картина подходит для этого лучше всего... Может быть, Вы мне подскажете?
— С радостью помогу вам, Андрей. Дайте-ка подумать... Быть может, «Истребление первенцев египетских» Ломтева... Или «Разрушение Иерусалимского храма» Николая Ге... Я знаю, какую картину вам взять для эссе! Идёмте! Она в соседнем зале.
— Как здорово! Я чувствовал, что вы мне поможете!
— Смотрите, вот она. Это картина художника Василия Петровича Верещагина, «Ночь на Голгофе».
— Верещагин — это тот самый, который написал знаменитую картину «Апофеоз войны»? Там изображена огромная гора человеческих черепов, а над ними вьются вороны.
— Нет, «Апофеоз войны» написал другой художник, его прославленный однофамилец, тоже Василий, но Василий Васильевич Верещагин. Автор «Ночи на Голгофе», Василий Петрович Верещагин, не столь известен, но очень и очень талантливый мастер. Потом обязательно посмотрите другие его работы у нас, в Третьяковской галерее.
— А вот эта картина, что сейчас перед нами, «Ночь на Голгофе», она ведь посвящена евангельским событиям?
— Да. Верещагин обращается в ней к скорбному эпизоду в Евангелии — снятию с креста и погребению Христа.
— Действительно, картина вызывает трепет и ощущение беды, чего-то очень страшного... Слева на полотне изображены три высоких креста. На левом и правом крестах ещё висят бездыханные тела казнённых. А на среднем кресте уже никого нет. Как я понимаю, это Крест Господень. С него только что сняли тело Иисуса Христа.
— Да, так и есть. Действие картины происходит недалеко от Иерусалима на невысокой горе, которая называется Голгофа, что в переводе с аравийского буквально означает «место черепа». По преданию эта гора была могилой Адама, грехи которого омылись кровью распятого Христа. Поэтому изображение черепа можно увидеть на иконах и на крестах у ног Спасителя.
— И Адам спустя тысячелетия обретает покой и прощение...
— Да, но какой ценой! Ценою мучений и крестной смерти Христа на Голгофе.
— Место страданий, плача... И художник подчёркивает это. Он затемняет левую часть полотна, где возвышаются кресты. И землю, на которой они стоят, изображает безжизненной и сухой, рассечённой огромными трещинами.
— Правую часть изображения мастер выделяет тёплыми оттенками, немного высветляет её. Здесь показана удаляющаяся погребальная процессия. Один из её участников несёт безжизненное тело Христа, которое с двух сторон поддерживают тайные ученики Иисуса, Никодим и Иосиф Аримафейский.
— В этой погребальной процессии я вижу и женские образы. Кто эти женщины?
— Мария Клеопова, Мария Магдалина, ученица Христа. И безутешная Божия Матерь. Она бредёт позади, закутанная в длинный плащ. Страшно представить себе, что чувствует Она, только что пережившая страдания Сына на кресте и Его смерть.
— И правда, скорбный день изображён на этой картине...
— О событиях этого дня свидетельствуют все четыре апостола-евангелиста. Вот как об этом сказано в Евангелии от Луки: «Тогда некто, именем Иосиф... человек добрый и правдивый... из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришёл к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе».
— Художнику удалось передать не только сам Евангельский сюжет, но и атмосферу той страшной ночи, ощущение абсолютной безысходности...
— Абсолютной ли? Посмотрите повнимательнее на правую часть картины. Ученики и родные Христа, бережно несущие Его тело, объединены на полотне тёплым светом, исходящим от факела. Мне кажется, это свет надежды на спасение.
— Художник даёт нам надежду, что за страданиями последует Воскресение Христово?
— Думаю, да. А значит впереди нас ждёт свет радости.
— Благодарю Вас, Маргарита Константиновна, за такой подробный рассказ! Буду писать эссе именно по этой картине — «Ночь на Голгофе» кисти Василия Верещагина. Не зря я всё-таки пришёл ради этого в Третьяковскую галерею!
— Рада, что смогла вам помочь, Андрей! Желаю вам отличной учёбы, и чтобы свет Христовой веры всегда освещал ваш творческий путь!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Котёнок»
— Может, Барсик?
— Тузик!
— Нет, Тузик — это собачка. Нет!
— Или... Граф!
— А если это девочка?
— На птичьем рынке нам было определённо заявлено, что это кот.
— Дайте, я посмотрю. Крупная морда, окрас, уши...
— Ну конечно, окрас! Это же Тиграша! Самый настоящий Тиграша!
В большом, дружном семействе Егоровых появился котёнок. Серый, полосатый и пушистый. Его купили на птичьем рынке в подарок детям — Маше и Саше. Сообща выбрали имя. И стал Тиграша — так назвали хвостатого малыша — всеобщим любимцем. Брат с сестрой души в нём не чаяли. И хотя по ночам котик устраивал шумные игры — сбрасывал на пол вещи, качался на шторах и даже разбил ценную вазу, маленькому шалуну всё прощалось. По утрам бабушка наливала Тиграше в блюдце свежее молоко. Котёнок завтракал и садился на подоконник — наблюдать за птицами. И однажды сам не заметил, как оказался на краю открытой форточки. Не удержался и упал, и прямиком на брезентовый кузов автомобиля. А тот вдруг тронулся и поехал, увозя Тиграшу в неизвестном направлении...
Такая драма разыгралась в картине под названием «Котёнок», фрагмент из которой прозвучал в самом начале программы. Фильм снят в 1996 году. На дворе «лихие 90-е» — эпоха «малиновых пиджаков» и своеобразных псевдоморальных ценностей в духе «кто сильнее, тот и прав». И вот в это жестокое время, на экраны вдруг выходит тёплый и светлый фильм о том, что добро всегда рядом. «Котёнок» стал кинодебютом Ивана Попова — его дипломная работа. Иван Попов был тогда выпускником Высших курсов сценаристов и режиссёров. Кстати, ещё одной приметой того времени стало массовое закрытие кинотеатров. Поэтому ленту увидели, наверное, очень немногие. А её непременно стоит посмотреть!
«Всё в картине сделано так, чтобы пробуждать добрые чувства; и они пробуждаются» — писал о фильме Ивана Попова «Котёнок» журнал «Искусство кино» в 1997-м году. Это настоящее семейное кино. В центре фильма — сплочённая семья. Потерю пушистого любимца папа, мама, бабушка и дети переживают вместе. Вместе пытаются найти пропавшего Тиграшу — бегают по окрестным дворам, расклеивают объявления. Кинокритики сравнивали художественную интонацию фильма с атмосферой классического литературного произведения для семейного чтения, где родители и дети любят друг друга, помогают во всём, поддерживают, а добро побеждает зло. Кстати, роли брата и сестры, Саши и Маши, в фильме исполнили дети режиссёра.
Героями картины Ивана Попова стали не только люди, но и, конечно же, кошки. Усатых-полосатых — всех мастей и повадок — на экране мы увидим множество! В фильме приняли участие подопечные известного циркового дрессировщика кошек Андрея Кузнецова. И сам он сыграл одну из главных драматических ролей — трогательного и доброго дворника Федю, к которому однажды попадает заблудившийся и замёрзший Тиграша. Между тем, времени с момента его пропажи прошло уже немало. Дети тосковали по питомцу, и родители, чтобы утешить их, даже собирались подарить им нового кота, но Саша и Маша не теряли надежды. И хотя им было очень грустно, поддерживали друг друга.
— Один кот вернулся даже с Северного полюса. Там вообще полярная ночь, она полгода длится, только северное сияние. Он всё шёл, и шёл, наверно, тысячи километров прошёл. Потом всё-таки-вернулся, несмотря на все опасности, он всё-таки нашёл свой дом. Потому что они чувствуют свой дом, даже если далеко идти.
— Ну, всё-таки Тиграшка ещё маленький...
— Ну и что. Он умный. Такие случаи бывали. Об этом и в книжках писали.
— Это что такое? Ну-ка, спать, быстро!
Вернётся ли всё-таки Тиграша домой? Прежде чем узнать это, зрителям предстоит пережить вместе с котёнком немало опасных приключений. И даже вступить в схватку с «новыми русскими бизнесменами» из 90-х, а попросту — бандитами. Впрочем, как выяснится, добрых людей в мире всё-таки больше... И именно об этом — замечательный семейный фильм режиссёра Ивана Попова «Котёнок».
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Научить состраданию. Наталья Разувакина
Глядя на современных городских детей, я часто задумываюсь, насколько же сложно их вырастить в вере. А ведь именно этого ждёт Господь от нас, православных родителей. Апостол Павел сказал, что жена может спастись через чадородие. Он имел в виду, прежде всего, Еву. Но слова его касаются, конечно, каждой женщины. И важно понимать, что естественный процесс деторождения не является спасительным для женщины сам по себе. Ведь апостол продолжил фразу: «спасётся...если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием».
Да, у такой матери гораздо больше шансов вырастить истинных христиан, чем у любой другой, пусть даже и многодетной. Ведь у воспитания два крыла: любовь и собственный пример.
Но как научить любви детей? Особенно сейчас, когда так легко их избаловать — даже незаметно для себя? Игрушки, разнообразная и вкусная еда, развивающие центры с лучшими педагогами — ну какой родитель, имея возможности, станет отказывать в этом ребёнку? А дитя, меж тем, запросто начинает воспринимать заботу о себе как должное и растёт банальным эгоистом.
И всё-таки, я думаю, научить любви можно. Если очень стараться, Господь поможет.
Вот решили вы завести домашнего питомца на радость детям. Можно, конечно, купить красивейшего котёнка у заводчиков. А можно найти в интернете объявление о несчастном котишке с улицы, которого нужно подлечить и откормить. Радости он вам принесёт не меньше, но попутно сердце вашего сына или дочки сделает мягче — через заботу о живом существе. Через тревогу за его самочувствие.
Попутно? Это ведь, на самом деле, главное. И награду малыш получит в виде ощущения, что животное — спасено и счастливо! Котёнка из питомника всё равно кто-то купит. А вот этот беспородный найдёныш — был бы он жив сейчас, если бы вы вместе с сыном или дочкой не возили его к ветеринару на уколы, не промывали бы глазки, не кормили бы? Причём ребёнок не играет в это время в доктора, а действительно переживает за питомца!
Пример простейший. Но именно так — через сострадание — можем мы учить наших детей любви. Христианской, а значит — жертвенной. Я проверила это на практике. Помню, сын-первоклассник отказался от посещения аквапарка только потому, что котёнка нужно было кормить по часам. А об аквапарке он, кстати, мечтал, и в тот день шёл весь класс, но в сопровождении родителей, и наш Пушистик остался бы дома один на полдня.
Конечно, цыплят по осени считают, а моя родительская осень ещё не наступила, но каждая верующая женщина хочет привести своих детей ко Христу — добрыми, умеющими любить.
Я не исключение.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Цветы-остатки Рая на земле. Елизавета Берназ
Недавно у нас с мужем завязался разговор о том, важны ли цветы в нашей жизни?
— Лиза! У тебя в деревне одни клумбы! И тут, и там, везде — цветы! Куда тебе так много? Убрать их все! — возмущался мой практичный муж такому нерациональному отношению к площадям чернозёма на нашей малой родине.
И ведь действительно! Какая польза от этих маков, пионов и нарциссов? Посадить там огурцы с помидорами или газоном засеять!
Но недавно я прочитала слова святого праведного Иоанна Кронштадтского о том, что цветы — это остатки рая на земле! И теперь я нашла аргумент! Цветы нужны! Думаю, что они помогают понять, как благ Господь! Как Он к нам милостив, что создал такую красоту!
Дивны дела Твои, Господи! как же можно не любоваться, не радоваться прекрасной, сезонной смене цветов! Это так восхитительно — наблюдать, как из-под снега появляются крокусы, как лес покрывается голубым ковром пролесков-подснежников, как летний луг переливается соцветиями ромашек и мышиного горошка, как майские жуки прилетают к увесистым цветам пионов, а как приятно промозглой осенью любоваться хризантемами!
Пусть нам кажется, что цветы не несут никакой пользы телу, но какую невероятную пользу они приносят душе! Как они прославляют Бога одним своим существованием!
«Цветы сотворил Бог для человека, чтобы душа через творение прославляла Творца и любила его» говорит преподобный Силуан Афонский. Какие глубокие и мудрые слова!
А главное — они убедили моего мужа. И мы решили, что теперь рядом с помидорами и огурцами, питающими витаминами наши тела, на клумбах будут появляться и новые цветы, наполняющие красотой и восторгом наши души!
Автор: Елизавета Берназ
Все выпуски программы Частное мнение