Молитва — это разговор с Богом. Художнику Исааку Левитану удалось запечатлеть красоту этого разговора на полотне «Тихая обитель», для создания которого живописец изучал летопись Троице-Кривоезерского монастыря близ города Юрьевца.
— Мне кажется, Андрей Борисович, если сложить все часы, что вы провели за свою жизнь в Третьяковской галерее, то набежит не меньше года. И большая его часть прошла здесь, в зале Исаака Левитана.
— Пожалуй, Маргарита Константиновна! Вроде бы тысячу раз видел эти картины, но всегда открываю в них что-то новое. Сегодня, вот, не могу оторваться от полотна «Тихая обитель».
— Удивительный пейзаж! Берега неширокой реки покрыты сочной, свежей зеленью и усыпаны белыми цветами — так бывает в самом начале лета. Лес на горизонте тронут желтизной — это отблеск заката. Вечерними лучами солнца позолОчены и белокаменные храмы, что виднеются среди деревьев.
— И что самое удивительное — художник смог передать ощущение тишины, о которой говорится в названии.
— И, по-моему, Левитан подразумевал не просто тишину леса, а ту молитвенную тишину, в которую погружены насельники маленького монастыря и ради которой монахи уходят от мира. Пока в голове и сердце бестолковая толчея суетных мыслей и желаний, невозможно сосредоточиться на общении с Богом.
— Вы полагаете, Левитан задумывался об этом?
— Не мог не задумываться. Летом 1890 года художник путешествовал по Волге и посетил несколько монастырей. Особенно ему приглянулась Троице-Кривоезерская пустынь, расположенная неподалёку от города Юрьевца. Троицкий собор этой обители, а также церковь в честь Иерусалимской иконы Божией Матери с шатровой колокольней мы видим на картине.
— Великолепный ансамбль, гармонично вписанный в ландшафт! Понятно, что он заинтересовал художника.
— Левитан не только любовался архитектурой монастыря. Он погружался в его летопись, изучал древние чудотворные иконы и житие блаженного Симона Юрьевецкого, основавшего обитель в шестнадцатом веке. Живописцу удалось отразить в своей работе не только облик, но и дух монастыря, именно поэтому картина получилась настолько живой.
— Да, смотришь на полотно и веришь, что молитвенная жизнь в обители течёт живительным потоком. Вот как эта река.
— В которой отражаются облака, окрашенные закатом. Тоже символ молитвы. Картина рассказывает о приобщении земного к небесному.
— И потому дышит радостным покоем.
— Художник указывает нам источник этого умиротворения. Мост, перекинутый через реку, будто приглашает идти по направлению к храму.
— Хочется послушаться этого призыва. Пройти по шатким деревянным жёрдочкам над тёмной водой, ловить во влажном воздухе ароматы ладана, доносящиеся от церкви.
— К сожалению, это невозможно. При строительстве Горьковского водохранилища в середине двадцатого века Кривоезерская пустынь была затоплена. Сегодня рядом с тем местом, где она находилась, есть небольшая отмель. На ней установлен двенадцатиметровый памятный крест.
— Но, слава Богу, в России есть ещё немало монастырей, где царит молитвенная тишина.
— И преображает всё вокруг, как на картине Исаака Левитана «Тихая обитель».
«Предательство». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о предательстве: почему оно возможно только по отношению к близким людям, в чем могут быть его духовные и психологические корни, а также что может помочь его пережить.
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия