Мой папа был священником и врачом. Удивительно, правда? — одно его дело помогало врачевать тела, а другое — души.
Так сложилось, что он был чуть ли не единственным на всю округу доктором, который оказывал паллиативную помощь. То есть, принимал пациентов в стадии заболевания, когда уже невозможно было излечить, только лишь облегчать страдания и поддерживать морально. Многие из таких больных, проводя с папой долгие часы в беседах о Боге, уверовали, начали жить духовной жизнью. Многих из них папа исповедовал, причащал, провожал в последний путь.
Я тогда была ещё ребёнком, но почему-то папиных паллиативных пациентов запомнила очень хорошо. Однажды, незадолго до начала Великого поста, к папе поступила новая пациентка — Нина Ефимовна. Она была уже немолода, очень любила детей, и мы прониклись друг ко другу взаимной симпатией. Мне нравилось, что она такая добрая, неунывающая и, будто, светлая, что ли.
Последние месяцы своей жизни Нина Ефимовна проводила у нас дома — так папе было проще оказывать ей помощь. Она была верующей, воцерковилась во время болезни. Несколько раз за время поста даже собиралась с силами, и с нашей помощью посещала богослужения.
Мне очень ярко запомнился один эпизод, связанный с ней. Было раннее воскресное утро, весна. Перед тем, как пойти на Литургию, я выбежала в наш сад. Под цветущей яблоней, обняв ствол дерева, стояла Нина Ефимовна. Я хотела подойти, но увидела, как у неё трясутся плечи. Она плакала. Помню, я тогда подумала, что, обнимая яблоньку, она будто прощается со всей красотой этого мира. Стараясь остаться незамеченной, я вернулась в дом.
Незадолго до Пасхи дети Нины Ефимовны забрали её домой. Мы понимали, что подходит её срок перейти в Вечность.
А в самый день Светлого Христова Воскресения, сразу после ночной службы, нам пришло известие, что Нины Ефимовны больше нет. И что отошла она тихо и мирно. Папа поделился, что она очень хотела перейти в Вечность именно на Пасху, и молилась об этом.
Помню, что мы с папой вышли из церкви, чтобы освятить куличи и яйца. Он, шёл сквозь людское море, щедро окроплял святой водой и снедь, и людей. Громогласно возглашал: «Христос Воскресе!» Ему в ответ раздавалось ликующее: «Воистину Воскресе!»
А я шла следом, и в сердце билась мысль: «Христос Воскрес! Он победил Смерть! Значит и Нина Ефимовна не умерла! Значит и я не умру! И мы все!»
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России