За все то время, что я преподаю английский язык на курсах, мне довольно редко попадались по-настоящему сложные ученики. Встречались те, кому по той или иной причине тяжело давалась учеба. Кто-то требовал индивидуального подхода, кто-то был просто слабо мотивирован.
И вот, совсем недавно в одну из моих групп пришел довольно сложный ученик. Мальчик неполных девяти лет из спального района Москвы, активный пользователь социальных сетей, явный лидер в компании.
Нет, учился он хорошо и уроков не срывал. Но с ним было сложно взаимодействовать, общаться. Казалось, ему настолько важно было чувствовать себя самым главным, что и меня, преподавателя, он воспринимал как часть собственной свиты.
Это выражалось в бесконечных спорах во время урока, в желании выполнять задания не так, как положено, а нарочито небрежно, лишь бы по-своему. Например, у нас на занятии рекомендуется говорить на английском, мы стараемся максимально исключить русский язык. И все учащиеся, освоив необходимый набор английских фраз, довольно легко с этой задачей справлялись, а он—нет. Не хотел.
Особенно нравилось мальчику перебивать меня во время объяснения нового материала и заявлять непременно по-русски: «А вот нас в школе учат по-другому!»
Я изо всех сил старалась держать его резкие и демонстративные проявления в рамках дозволенного. Но внутри росло и росло возмущение, грозившее в любой момент вырваться наружу ярким пламенем гнева.
Со всем этим грузом на душе я пошла на духовную беседу к священнику. Батюшка наш знает меня уже больше пятнадцати лет. Я ничего не утаила от него: так, мол, и так, сил нет терпеть, вот какой строптивый ученик мне попался! Никого не уважает, везде норовит вставить свое суждение. Обидно, еле-еле себя сдерживаю, чтоб окончательно не разозлиться и не накричать...
— А ты, — отвечает батюшка, — каждый раз, когда почувствуешь раздражение, знаешь, о чем думай?
— О чем? — спросила я.
— А ты думай, что для Господа, возможно, такой же нерадивый и трудный ребенок—ты.
А ведь так оно и есть — подумала я. Разве не пытаюсь я каждый раз своими действиями доказать Богу, что знаю лучше Него, как правильно жить? Разве не бывает так, что поступаю, хоть и в ущерб себе, зато по-своему? Разве не спорю я с волей Божьей даже тогда, когда понимаю, что она—единственно верная?
Конечно, я тот еще строптивый ребенок! Но Господь — гениальный педагог. У Него невыполнимых педагогических задач не бывает. В лице того мальчика с курсов Он просто послал мне...зеркало. А заодно и тренажер для самого важного педагогического навыка — терпения.
После беседы с батюшкой действительно стало легче справляться с моим внутренним гневом на непростого подопечного. В критический момент я мысленно делала паузу и вспоминала непослушную и строптивую девочку -себя, а после уроков молилась.
Не все с моим учеником проходило гладко, но раздражаться на него я стала заметно меньше. Так прошло девять учебных месяцев. Учебный год подошел к концу. Итоговый тест мой сложный и многотрудный ученик написал почти на отлично. Это был один из лучших результатов в группе.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
«Пасхальные истории»
В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения, — заметил однажды Николай Васильевич Гоголь. О правоте этих слов классика можно судить по русской литературе. В творчестве большинства наших писателей можно найти произведения о Пасхе. Сложился даже особый жанр пасхального рассказа. Причём, его нельзя отнести к какой-то определённой эпохе — пасхальные рассказы создавались и сто, и двести лет назад, их даже можно обнаружить в советской литературе. О Пасхе писали Гоголь, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Чехов, Набоков, Пастернак. В издательстве «Институт православной книги» вышел сборник, знакомящий читателя с некоторыми образцами этого удивительного жанра. Книга так и называется — «Пасхальные истории».
Составитель сборника, Владимир Зоберн, знаток и исследователь христианской прозы дореволюционного периода, включил в издание произведения таких авторов, как Леонид Андреев, Владимир Короленко, Александр Куприн, Саша Чёрный и многих других. Иными словами, открывая для себя мир пасхального рассказа, читатели встретятся с самыми что ни на есть маститыми классиками.
Почти каждая история в сборнике — чья-то маленькая жизнь. Вот Михеич из рассказа Короленко «Старый звонарь». С трудом взобравшись по крутой лестнице колокольни, он звонит к Светлой заутрене, и по лицу его текут слёзы счастья, а под возгласы «Христос воскресе!» забываются все невзгоды. А герой рассказа Чехова «Святой ночью», спеша в храм, переправляется на пароме по реке, окутанной ночным туманом, прислушивается к гулкому колокольному звону, любуется мелькающими на берегу огоньками крестного хода и внимает проникновенному рассказу лодочника.
Каждый из писателей, посредством своих героев, делится с нами уникальным личным опытом переживания и восприятия самого главного Праздника. Но в одном все они, кажется, сходятся: пасхальная радость по-особенному озаряет сердце человека, меняет его, делает добрее, наполняет любовью и верой. С книгой «Пасхальные истории» эту радость можно ощутить в любой момент.
Все выпуски программы Литературный навигатор
«Крестный ход на Светлой седмице»
Наступила Светлая или Пасхальная седмица, то есть неделя, следующая за Пасхой. Я стою в храме, только что завершилась Литургия, но народ не расходится, ведь сейчас будет крЕстный ход. На Пасхальной неделе он совершается каждый день. Ко мне и ещё одному мужчине подходит алтарник и просит взять хоругви, так называются церковные знамёна с изображениями Христа и Богоматери.
Прихожане выстраиваются в два ряда, все ждут священнослужителей. Наконец, из алтаря выходят батюшки, они несут Евангелие и артос — это такой хлеб, который будет освящаться и раздаваться верующим в субботу Светлой седмицы.
И вот под праздничный колокольный звон начинает крестный ход. Он движется вокруг храма. Хор поёт пасхальные песнопения.
Четыре раза процессия останавливается у каждой стены храма, батюшка читает Евангелие о Воскресшем Спасителе, кропит всех участников крестного хода святой водой и весело кричит «Христос Воскресе!». «Воистину Воскресе!» — радостно откликаются прихожане. Как же замечательны эти светлые пасхальные дни!
Все выпуски программы Утро в прозе
10 мая. О ревности Христа по Богу
Во 2-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли».
Об изгнании Христом торгующих из Иерусалимского храма, - Епископ Бердянский и Приморский Феодор.