Безусловно, важно, как человек жил. Но, мне кажется, еще более важно, как он умирает. С молитвой или проклятьем на устах, в покаянии или в гневе, в отчаянии или в предвкушении радости от встречи с Богом?
Однажды моя мама сказала: «когда жизнь перевалит за половину, хоронить придется чаще»... И вот, когда моя жизнь перевалила за отметку сорок лет, увы, да, тех, кто уходил, даже у меня на руках стало больше. Имена в списке «об упокоении» прибавляются. Только уходят люди по — разному.
Моя бабушка Клавдия Николаевна всегда была верующим человеком. Помню ее, неизменное, часто звучащее в далекую советскую бытность выражение: «Кто бы и что не говорил, Бог есть!»
Крестили меня тайно, в 80-м году, за что опять же, спасибо бабушке! И в школе, громко скажу, «я пострадала за веру». Когда вместо пионерского галстука директор увидела у меня на шее крестик, отчитала перед всем классом. А бабушка Клава сказала: «Ничего страшного, не обращай внимания, Бог есть и все видит!»
С этим ощущением, что Бог есть я и росла. Воцерковилась уже позже. Но и до этого по жизни руководствовалась бабушкиными наставлениями: «все нужно делать с любовью», «нельзя жить во зле, бойся злобы».
Бабушка Клава прожила долгую жизнь. С любовью ухаживала до последнего дня за своей мамой, ушедшей в 93 года. Хранила верность и беззаветно любила своего мужа, дедушку, вернувшегося с войны с тяжелой контузией, и долгие годы потом лежащего в госпиталях. Считай, в одиночку воспитывала моего папу. Для меня он — образец порядочности, ответственности и доброты.
Бабуля была духовным оплотом семьи. Дети, внуки приходили к ней за советом и всегда обретали в душе мир и покой, который она незримо несла в себе. Тихо, смиренно.
Когда я спрашивала, как она себя чувствует, бабушка отвечала: «Согласно возрасту, слава Богу за все!» Она благодарила Создателя за каждый прожитый день. Рядом с ее кроватью на столике был ветхий, затертый молитвослов. Новый не хотела, привыкла перелистывать старенькие, привычные странички и говорила: «Пока вас всех, детей и внуков по головам не пересчитаю, за каждого не помолюсь, спать не лягу»
Еще она просила Бога «дойти до финиша на своих ногах», не слечь, чтобы не обременять собой близких.
В том мае ей исполнилось 93. Как всегда, собралась большая семья, дети, внуки, правнуки. Был особенно красивый стол со множеством разных блюд. Наверное, это было нужно больше нам, нежели ей. Просто мы понимали, что каждый день рождения в этом возрасте может стать последним. Бабушка Клава была счастлива, снова признавалась, как любит всех нас. Повторяла, что Любовь — это главное в жизни.
День ото дня ее голосок в телефоне слабел. Когда мы приезжали, ей уже трудно было общаться. И однажды бабуля сказала: «Мне тяжело в немощи.. я устала».
Это была первая жалоба, которую я услышала за всю ее жизнь. Это даже была не жалоба. Сейчас я понимаю, что возможно этим она хотела сказать, что мы скоро попрощаемся...
Тихая, кроткая, любящая, смиренная. Она ушла через месяц после тех слов. Господь ее услышал. Бабушка Клава дошла на своих ногах до финиша. И она победила. Клавдия Николаевна достойно прошла свой путь, и умерла во сне. Тихо, чтобы не побеспокоить.
Благодарю, Господи, что услышал ее, спасибо, что избавил от страданий. Я верю в то, что она в Царствии Небесном, и также молится за нас, пересчитывая по головам. А я теперь понимаю, что такое «Христианской кончины у Господа просим».
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова