— Андрей, ты знаешь, а я ведь впервые в Новочеркасске! Рядом, в Ростове-на-Дону, много раз бывал. А в этот замечательный городок заезжать почему-то не доводилось.
— Да я и сам здесь в первый раз. Между прочим, Виктор, Новочеркасск — не просто городок, а казачья столица.
— Это я уже понял! Как-никак, мы с тобой целый час ходим по Новочеркасскому музею истории донского казачества. Любопытное место. Я столько интересного успел узнать. Но, кажется, ты хотел показать мне что-то особенное?
— Верно! В коллекции музея есть удивительная картина. Однажды увидел её репродукцию в художественном календаре. И с тех пор всё мечтал посмотреть на полотно своими глазами. Оно должно быть в этом зале. Да, точно! Вижу его! Давай скорее подойдём поближе.
— Завораживающая картина! Кто же её написал? Сейчас посмотрим. Николай Дубовской. А называется полотно «Радуга».
— Николай Никанорович Дубовской был одним из талантливейших пейзажистов своего времени — конца 19-го — начала 20 века. Многие его работы удостаивались золотых медалей на отечественных и зарубежных выставках. Творчество художника высоко ценил коллекционер Павел Третьяков. Трудно сказать, почему вышло так, что сегодня имя Николая Дубовского многими позабыто.
— Я точно теперь не забуду. Такую красоту забыть просто невозможно! Какие невероятные краски, акценты, а главное — какое величие в простоте!
— Именно этот удивительный художественный дар Дубовского — видеть величие в обыденности — отмечали ещё его коллеги. Художник Яков Минченков, например, говорил, что в своих произведениях Николай Никанорович нащупывает и показывает зрителям грань и одновременно взаимосвязь между человеческим и Божественным.
— Андрей, может быть, я сейчас сделаю очень смелое сравнение, но, глядя на картину, я вспоминаю библейскую историю о Всемирном потопе. Помнишь, когда Ной с сыновьями после долгих дней плавания, наконец, вышел из ковчега, сам Бог заговорил с ним. Господь пообещал, что больше уже земля не будет опустошена потопом. И в подтверждение своих слов дал Ною знамение — радугу в небе.
— Помню эти библейские строки наизусть: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею».
— Сияющая радуга на картине Дубовского словно соединяет небо и землю. Прорвавшееся из-за туч солнце ярко освещает берег, хотя вокруг всё ещё темно от уходящей за горизонт грозы. Мгновение настолько потрясающее, что человек в лодке посреди реки бросил вёсла и встал во весь рост.
— Он буквально замер в благоговении. Кажется, ещё секунда — и снимет шапку, перекрестится. На своей картине «Радуга» Николай Дубовской, действительно, сумел показать Творца через красоту и величие Его творения. Кстати, формулируя принципы своего творчества, Николай Никанорович подчёркивал, что для него главное — духовное содержание, которое художник стремится передать зрителю через полотно.
— Андрей, извини, что возвращаюсь к земному. Но мне вдруг подумалось: уж не здешние ли места запечатлел на своей картине «Радуга» живописец? Посмотри, человек в лодке по одежде — самый настоящий донской казак.
— Утверждать не могу. Однако Николай Никанорович Дубовской родился и провёл детство здесь, в Новочеркасске. Отец его был потомственным донским казаком. Поэтому вполне вероятно, что художник мог изобразить на полотне родные места, которые очень любил.
— Вот видишь, Андрей, сколько всего в этой картине! Бог. Родина. А ещё — надежда. На то, что гроза обязательно пройдёт, снова выглянет солнце и всё будет хорошо.
Картину Николая Дубовского «Радуга» можно увидеть в Новочеркасском музее истории донского казачества.
Все выпуски программы: Краски России
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 286 зач., V, 11-21.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В православной церковной традиции существует такое понятие — икономия. Слово это греческое и в прямом переводе означает — домостроительство или забота о домашнем хозяйстве. В переносном смысле под икономией понимается некоторое оправданное отступление от церковных законов, их смягчение в силу объективных и уважительных обстоятельств. Вот и в отрывке из пятой главы первого послания апостола Павла к Тимофею говорится об икономии. Данный текст читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.
12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;
13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;
15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
Итак, в прозвучавшем чтении из первого послания апостола Павла к Тимофею мы с вами услышали описание древней практики икономии. Речь про молодых вдов. Древнецерковное представление о том, как должна жить христианка, потерявшая мужа, было довольно строгим. Эта женщина не должна была выходить замуж повторно, но хранить верность умершему супругу, на деле подтверждая веру в святость и нерушимость брака. Вдовы также призывались к служению милосердия. Им Церковь поручала заботиться о бедных, больных, заключённых.
Однако далеко не все вдовы в христианской среде вели себя данным образом. Были те, кто только на словах исполнял положенное, а по факту занимался, как пишет Павел, распространением сплетен, организацией ссор и конфликтов, позоря и себя, и Церковь. Потому апостол и призывает своего ученика Тимофея выдавать молодых вдов замуж, чтобы они, разочарованные собственной личной жизнью, не портили её окружающим.
Да. Второй брак в древней Церкви воспринимался как нонсенс, как прямое и дерзкое нарушение заветов Христа. Но в ряде случаев икономия была возможной и даже необходимой. При этом, Павел указывает Тимофею, что вдова, вышедшая замуж, должна заниматься теперь семейными делами и оставить служение в Церкви. Чтобы не сложилась ситуация, когда эта женщина, сначала имитировавшая церковное служение, начнёт пренебрегать семейными обязанностями, ссылаясь на обязанности в храме. Икономия, как смягчение тех или иных норм, не является способом оправдать чьё-либо лукавство.
Упоминает в прозвучавшем послании апостол Павел и пресвитерское, то есть священническое служение. Здесь апостол тоже, по большому счёту, проявляет икономию. Нормой для того времени было, чтобы священники работали — совмещали церковное служение и светскую трудовую деятельность. Сам Павел зарабатывал на жизнь различными ремеслами. Но в отношении пресвитеров-тружеников, полностью посвятивших себя Церкви, апостол просит Тимофея проявить снисхождение. И тем, кто всё своё время отдаёт богослужению, проповеди, научению людей, дозволить жить за счёт пожертвований.
Но за пресвитерами и, прежде всего, за теми, кто только служит, но не работает, Павел призывает Тимофея следить строго, но непредвзято. Если на какого-то священника поступает жалоба, то она должна иметь подтверждение сразу от нескольких людей, чтобы не было места для субъективной клеветы. А если пресвитер всё же согрешил, ошибся, то указать на неправоту необходимо тоже при свидетелях из числа священников. Чтобы и они получили вразумление. Но делать это нужно с любовью, разделяя человека и его ошибки, как к тому призывает нас древний церковный принцип икономии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Ижевск (обзор)
Ижевск — столица Удмурдской республики, входящей в состав России. Основатель города — граф Пётр Шувалов. В 1760 году он приобрёл земли на берегу реки Иж — правого притока Камы, и наладил здесь добычу железа. После смерти графа основанный им железоделательный завод стал государственным. Вокруг предприятия вырос рабочий посёлок, названный Ижевском. Однако, в 1774 году его разорила банда Емельяна Пугачёва. Второе рождение селения произошло через три десятилетия. Предвидя войну с Наполеоном, император Александр Первый повелел наладить на бывшем шуваловском заводе производство оружия. С возобновлением производства Ижевск стремительно развивался. В 1816 году на его территории построили величественный каменный собор во имя Александра Невского. Этот храм стал свидетелем превращения маленького посёлка в крупный промышленный центр. Собор пеережил разорение в безбожное время двадцатого века и возродился. Сегодня это одно из самых старых строений в Ижевске, живое звено между прошлым и будущим города.
Радио ВЕРА в Ижевске можно слушать на частоте 97,0 FM
Все выпуски программы География ВЕРЫ
Изобильный. Преображенский собор
В 1895 году на Владикавказской железной дороге, в пятидесяти верстах от Ставрополя, появилась станция Изобильная. Рядом с этой остановкой образовалось селение. В 1965-ом оно получило статус города с названием Изобильный. Спустя сорок три года в его летописи открылась важная страница. Здесь освятили новый каменный собор в честь праздника Преображения Господня — величественный, пятиглавый. Храм сразу же стал центром молитвенной и общественной жизни города. Под сводами церкви ежедневно совершаются богослужения. В просторном зале, расположенном на нижнем этаже здания, проходят просветительские конференции, фестивали духовной музыки, рождественские и пасхальные детские праздники. При соборе открылся реабилитационный центр для людей, оказавшихся в плену алкоголизма и наркомании. Исцелиться им помогает совместная молитва, изучение духовной литературы и участие в церковных таинствах. Со всего Ставропольского края в Изобильный приезжают страждущие за помощью.
Радио ВЕРА в Изобильном можно слушать на частоте 94,8 FM
Все выпуски программы География ВЕРЫ