В этом выпуске клирик храма всех святых в земле Российской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский, предприниматель Алексей Волков и православный блогер Илья Кухарев размышляли над тем, как ставить на первое место не себя, а ближних.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Н. Лангаммер
— Добрый вечер, дорогие друзья, в эфире программа «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер. По традиции в вечернем эфире в воскресенье мы обсуждаем одну из тем, которую в утреннем эфире подняли авторы программ «Частное мнение». И сегодня такая тема очень интересная и сложная — как ставить на первое место не себя, а ближнего. И чтобы обсудить эту тему, мы пригласили в студию протоиерея Григория Кржижановского, духовника общины глухих храма Всех Святых в земле Русской просиявших. Добрый вечер, отец Григорий.
Протоиерей Григорий
— Добрый вечер.
Н. Лангаммер
— Предпринимателя и близкого друга, кума брата Иосифа Муньоса-Кортеса Алексея Волкова. Мы расскажем, почему пригласили Алексея. Добрый вечер.
А. Волков
— Здравствуйте.
Н. Лангаммер
— И, собственно, инициатор обсуждения темы, православный блогер популярный, предприниматель Илья Кухарев. Добрый вечер, Илья.
И. Кухарев
— Добрый, да, всем здравствуйте.
Н. Лангаммер
— Давайте сначала программу Ильи послушаем «Частное мнение» и потом расскажем все наши задумки.
«Читал Евангелие и остановился на таких словах Христа: «Если пшеничное зерно, упав в землю не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода». Поблагодарил Господа за то, что Его крестная смерть дала потрясающий плод — возможность для всех нас войти в Царство Небесное. Следующий день у меня был по плану выходным. Просто последние три недели оказались очень тяжелыми — сначала ремонт нового офиса, подготовка к переезду бизнеса, потом сам переезд. Все это было очень трудозатратно и эмоционально сложно, реально устал. Поэтому решил устроить себе полноценный выходной. Запланировал с утра сходить с отцом в баню и потом отдыхать весь день. Но все пошло не по моему плану с самого утра. Оказалось, что мне нужно отвезти детей в школу, но так как моя машина была в сервисе, пришлось искать ей замену. Созвонился с мамой, спросил, нужна ли ей ее машина. Она ответила, что нет. Договорились, что она оставит ее у метро, а я заскочу домой за вторыми ключами и потом заберу машину. Казалось бы, все здорово, все спланировал. Выхожу, еду, и тут мне звонит мама, и все вышесказанное и идеально спланированное рушится. На приборной доске маминой машины высветилась ошибка двигателя, на выходных предстоит на этом авто перевозить бабушку, а тут такое. Я начинаю слегка злиться: да что ж такое? В кои-то веки решил посвятить день себе и все не ладится. Мама, слышу, расстроенная, но напрямую помощи с машиной не просит, а говорит намеками. Меня это еще больше заводит, мой внутренний эгоист шепчет: ну что ей, трудно просто попросить? Короче, мои страсти закипали. Стал молиться и вспомнил слова покойного отца Дмитрия Смирнова о том, что настоящее христианство — это когда ты что-то хочешь сделать для себя, а потом появляется ближний, просит что-то сделать для него, и ты со смирением и любовью к нему делаешь то, что он тебя попросил, в ущерб своим планам — умираешь для себя ради ближнего, о чем я и читал в Евангелии накануне. И Господь дал мне пережить эту капельку умирания — умирания моего эгоизма и пробуждения зерна участия и сочувствия к ближнему. Знаете, как только я это все это сопоставил, ощутил покой и радость от того, что сделаю важное дело для мамы. Поеду в Красногорск, за тридевять земель, потрачу время в сервисе, потрачу деньги на бензин, но зато послужу ближнему, своей любимой маме«.
Н. Лангаммер
— Ну вот программа Ильи, такой искренний рассказ о том, как однажды волей-неволей, но удалось сделать не для себя, а для других. И, прежде чем Илюша расскажет, о чем сегодня мы хотим еще поговорить на эту тему, я расскажу, почему у нас Алексей в студии, потому что вообще история удивительная. Мы когда придумали эту тему с Ильей, стали искать героя, гостя в программу. И кого мы ни придумывали, у нас не получалось этого человека пригласить, это прямо какой-то вот тупик был. И потом вдруг мне коллега, Кира Лаврентьева, говорит: а позовите Алексея Волкова, у них как раз приближается мероприятие, которое вы проводите с супругой из года в год, вечер памяти брата Иосифа Муньоса-Кортеса. Это удивительная история, если кто-то не знает из наших радиослушателей, расскажем, что это человек, который был хранителем Иверской Монреальской иконы Божией Матери чудотворной, собственно, жизнь свою положил на то, чтобы ее как-то соединить с людьми, дать возможность людям получить чудеса, которые от нее происходили. И, собственно, он трагически, мученически погиб, можно сказать, за эту икону. Вот такой пример высоты духовной нам сегодня достался, не знаю, чтобы задать какой-то вектор. Я рассказала Илье. Илюша, и что ты мне рассказал в ответ сегодня?
И. Кухарев
— Да, я рассказал, что, как оказалось, чудо, явленное этой иконой, да, вот начала ее мироточения выпало на 24 ноября. А у меня, собственно, день рождения 24 ноября. Вот таким удивительным образом Господь нас сегодня с Алексеем соединил в такой общей точке. И вообще, в принципе, сегодняшняя передача, я считаю, очень важная, потому что вот эта вот жертвенность в отношении себя по отношению к ближнему, это, в принципе, лейтмотив такой христианства. То есть у нас наш Бог принес Себя в жертву ради нас, наш Бог учит нас и призывает нас к этому, и мы должны тоже стараться своего вот этого внутреннего эгоиста, свою внутреннюю наполненность самим собой чуть-чуть отчищать, впускать туда Бога. А вместе с Богом туда будет заходить как раз все про жертву, про любовь, про то, что мы, собственно, и должны делать. Поэтому вот такая тема, и на сегодня, мне кажется, максимально актуальная.
Н. Лангаммер
— Максимально христианская.
Протоиерей Григорий
— Максимально, я хотел уточнить, надо ли нам чуть-чуть себя отчищать или нам надо по чуть-чуть себя очищать.
И. Кухарев
— Нам надо по чуть-чуть, чуть-чуть себя очищать.
Протоиерей Григорий
— Ну мне кажется, не чуть-чуть. Там как бы сказано в Евангелии, что кто душу свою положит. Не чуть-чуть души своей положит, а душу положит. Душа и жизнь это одно и то же, значит, кто жизнь свою положит за друзей своих, отдает, кто свою жизнь, наверное, полностью отдает. А делать это можно и по чуть-чуть.
Н. Лангаммер
— Вот это важно.
Протоиерей Григорий
— Можно одной акцией такой — это называется героизм, такой герой, подвиг. А есть подвижничество — когда мы по чуть-чуть, ежедневно. То есть нам не обязательно умереть, но мы можем свою жизнь отдать, как бы понемножку умирая, но в конце концов отдав свою жизнь — все время своей жизни, все силы своей жизни, все разумение там и так далее.
И. Кухарев
— А мы в сторону жертвы настраиваем свой вектор, и уже в этом векторе мы по чуть-чуть, по чуть-чуть и двигаемся.
Протоиерей Григорий
— Да, вот как раз хотел уточнить.
А. Волков
— Если можно добавить, вот как говорили про Иосифа, да, он кум, я был как бы родственник, и он крестил двух сыновей. И, может быть, некоторые не знают по программе об Иосифе, то что он был, я бы сказал, величайший такой подвижник нашего времени.
Н. Лангаммер
— Который как раз душу свою и положил. Пример такой.
А. Волков
— Вот. И сложно сказать, кто-то хочет, идет специально на жертву в плане смерти отдать свою душу, жизнь. Но он, всю жизнь его любимая тема была жития святых и Евангелие, он всегда про мучеников говорил, и так вышло, что он окончил жизнь мученической смертью. А во время жизни он полностью отдавал себя. Он отдавал, во-первых, себя Божией Матери как хранитель, как Иосиф Обручник, полностью, храня Божию Матерь и Ее девство. А тут он охранял Божия Матерь и в данном случае в Ее образе святом мироточивом. И он никогда никому не отказывал в том, чтобы ездить по разным приходам, по всему миру.
Н. Лангаммер
— За свой счет причем, да, вы рассказывали.
А. Волков
— Вот. За свой счет. Он часто, как бы люди теряют, они забывают, что надо как-то ну оплатить за дорогу, как-то помочь человеку, они не думали. Но он не переживал из-за этого как бы, он не просил. Ему главное, цель его была — привезти Божию Матерь, вот это чудо мироточения, чтобы людям помочь или физически, а самое главное духовно. Потому что это да, это важно. Мы, когда видим вот такое чудо мироточения и благоухания, это часто меняет нас. Но самое главное, что меняет, это внутреннее преображение у человека. И вот что он приносил через свой подвиг, то что он делился вот этим всем. Невзирая на то, что он себе заработал сахарный диабет через все это. Вот это подвиг.
Н. Лангаммер
— А вы же с детства знакомы, он таким с детства был? Вот с какого возраста вы знакомы?
А. Волков
— Ну я с ним познакомился, когда мне было тринадцать. Я тогда ездил в монастырь, в штате Нью-Йорк, в Джорданвилль, Свято-Троицкий монастырь. И он туда приезжал из Монреаля, и тогда я познакомился.
Н. Лангаммер
— А ему сколько было?
А. Волков
— Ну он где-то, он с 48-го года рождения, я немного попозже, на 20 лет, вот почему я еще мальчишкой был. А мы, молодежь, приезжали в монастырь, все лето проводили там, как летние мальчики, и это как бы нам основу дало для жизни, серьезную основу. Мы не собирались быть монахами, кто-то остался, кто-то стал диаконом, батюшкой. Мы в коровнике работали, трудились в монастыре и каждый день в храм ходили. Утром молитва братская, литургия, а потом в поле работать. И Иосиф приезжал в это время, навещал.
Н. Лангаммер
— В качестве кого он был?
А. Волков
— Просто как...
Н. Лангаммер
— Иконописец?
А. Волков
— Он да, иконописец, и преподавал в институте в монастыре тут, то есть университет в Монреале, искусство. Искусствовед был и художник.
Протоиерей Григорий
— Ну примечательно, что у нас немножко истории разного уровня. Ведь если говорить о том, кто есть ближний, в истории Ильи ближний — ну уж совсем ближний...
Н. Лангаммер
— Мама.
Протоиерей Григорий
— Родная мама. А в истории брата Иосифа ближние вообще отовсюду.
Н. Лангаммер
— Я напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений». Мы обсуждаем сегодня интересную тему, как ставить на первое место не себя, а ближнего. И у нас в гостях протоиерей Григорий Кржижановский, предприниматель Алексей Волков и православный блогер Илья Кухарев. Меня зовут Наталья Лангаммер. Да, отец Григорий, мама это ближний. А вот ставить совсем людей далеких — наверное, как бы можем говорить, что там не святой, но человек святой жизни брат Иосиф был, да. И вот вопрос: до того, как он получил этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы на Афоне, он всеми этими характеристиками обладал? Вот такого, не знаю, кроткого какого-то человека, способного нести боль другого. Вот как это проявлялось?
А. Волков
— Конечно. Я его не знал в то время, но то что мне говорили люди, которые знали его, описание его биографии, он еще мальчиком маленьким в Чили, где он родился и вырос, постоянно, когда в школу ходил, значит, учился, но он в дополнение к этому постоянно в католический храм ходил к монашкам, прислуживал в костеле местном, и очень близок был к игумении там католической. И, значит, когда он как-то ему было уже тринадцать-четырнадцать, он проходил наш православный храм, где был такой владыка Леонтий Чилийский, ему интересно было, он зашел. И он так полюбил там пение и службу, и подружился с владыкой, который был у нас такой очень духовный святитель, и решил покреститься. И он пошел тогда к матери, получил благословение и к вот этой игумении. Они благословили его и видели, что что-то будет особенное в нем, есть особенное и он какую-то миссию несет. В общем, они все благословили его, он принял православие, и тогда верно как бы служил Церкви. Ему не хватало знаний православия, и он специально из Южной Америки переехал в Канаду, по благословению тогдашнего митрополита, владыки у нас, Канадского, чтобы поступить на курсы богословские, чтобы изучить полностью, по-французски изучал. Значит, по-испански он говорил, по-французски, по-русски немного, по-английски — такой международный. И это показывает нам тоже, что православие не заключается только в одном языке, и мы русские или кто-то там греки, а для всех — и американцы, и в Европе, в Африке, весь мир.
Н. Лангаммер
— Ну вот он был избран, насколько я знаю историю, Божия Матерь Сама выразила Свою волю быть у него, да, в образе Иверской.
А. Волков
— Да, это он приехал на Афон с друзьями помолиться и был в скиту на Каруле, где такое самое суровое место на Афоне. И в одном из скитов ему понравилась вот икона, и он попросил, может ли купить. Они сказали нет, и он был опечален. И когда уходил, ему игумен подбежал к нему, сверток дает ему. Он говорит: как, что? Божия Матерь сказала, что эта икона должна быть с тобой.
Н. Лангаммер
— А как Она сказала? Это остается тайной.
А. Волков
— Вот это тайна. Он сам Иосиф говорил, он спросил его: как, батюшка, как это? Он говорит: это тайна, тебе не надо знать. И он тогда с этой иконой, приложил ее к самой Божией Матери Иверской, приехал в Канаду. И когда сорок дней читал акафист, ночью встает и чувствует вот это такое благоухание, тонкий запах. Подходит к иконе — видит, что она вся мокрая. Позвонил владыке. Привози, владыка сказал. Привез, владыка протер, все. Помолились — и опять все мокрое, течет.
Н. Лангаммер
— Ну удивительно, это вот как раз в день рождения Ильи или чуть позже родился, наверное. Но вот это как раз я вернулась к тебе, да, чтобы сопоставить нас, мирских, да, с высотой, о которой мы сегодня говорим, в лице брата Иосифа. Отец Григорий, ну вот по чуть-чуть, с чего начинать? Иногда бывает совсем непросто. Я сейчас не про классику жанра, что надо себя понуждать там, надо стараться помогать — это все можно делать. Как сердцем этого захотеть? Ну вот брат Иосиф был как будто предызбран Богом. А нам, простым, земным, как зажечься вот этим желанием реально поставить другого на первое место?
Протоиерей Григорий
— Зажечься этим желанием, я думаю, в принципе можно только в том случае, если поставить себе вопрос: зачем все это нужно? Я думаю, что по большому-то вопрос «как?» — это уже вторичный вопрос. Первичный вопрос — это «зачем?» Зачем я живу, зачем я нужен Богу, нужен ли вообще. Обще употребляется фраза, что Бог всех нас любит. Да, любит. Но в водах потопа все тонут, кроме Ноя. И бывает и смерть, и трагедия, и личная, и целые народы исчезают с лица земли. Несмотря на то, что Бог любящий и любит все те народы. И, насколько мы помним, вот недавно память была пророка Ионы, он вообще не хотел ниневитянам проповедовать, Он ревновал, он вообще националист по поводу всемирного мышления. Видимо, у Ионы пророка не было такого. Он именно вот богоизбранный народ и все, только мы и никто больше. Но Господь указывает, насколько Он любит, и даже дает и Ионе чувства любви, радости, потом разочарования и указывает, что настолько больше во Мне это в отношении каждого. Ну я к тому, что все-таки нам важно понимать божественный план, что есть божественный план. Божественный план — человеку получить блаженство. И вот все мироздание, вся история наша и вся наша маленькая жизнь, весь наш час, минута, секунда, весь день наш, он должен соответствовать этому плану. И, естественно, есть понятие о человеческой душе, когда она раскрывается. И вот это вот чувство нужности, о чем сегодня говорят даже вот все психологи, это так популярно сегодня наконец-то.
Н. Лангаммер
— Чувство нужности.
Протоиерей Григорий
— Чувство нужности. Это так надо для счастья. А ведь чувство нужности, оно возникает тогда, когда мы видим этот отклик, да, в ближнем своем и в дальнем в том числе. На самом деле ближнего мы выбираем сами. Вот в Евангелии от Луки, в 10-й главе, когда мы читаем эту притчу, что некий человек впал в разбойники — он иудей, правоверный, он шел из Иерусалима, он совершил поклонение, был в храме, по-видимому, жертву принес, возможно, скорее всего. И вон попадает в разбойники, которые его до смерти забили, практически, до полусмерти, скажем так. И мимо проходят его одноплеменники...
Н. Лангаммер
— Соплеменники.
Протоиерей Григорий
— Проходят соплеменники. Мимо проходит священник, мимо проходит левит, то бишь диакон. И самарянин — ну то есть еретик, по сути, для иудея это еретик, —оказывается ближним. Но ведь как самарянин выбирает этого покалеченного человека ближним, так же и для этого иудея, попавшего в беду, самарянин становится ближним. Вот тут одновременно мы должны понимать, что ближний и для самарянина, и для иудея, вот они стали друг другу близкими. И это выбор. Это выбор, мы все должны его сделать. Мы должны, ну если хотите, сделать так, чтобы нас полюбили. Вот если хочешь, чтобы кто-то тебя полюбил, начни вкладываться в этого человека. Начни делать ему подарки или какую-то жертву нести ради него, и этот человек тебя полюбит, безусловно. Мы более склонны говорить о тех, кто нам благодарен и помнить о тех, кто нам благодарен.
Н. Лангаммер
— Это тоже не всегда. Это тоже очень трудно — быть благодарным и помнить.
Протоиерей Григорий
— Ну это вообще, это высшая степень совершенства — быть благодарным.
Н. Лангаммер
— Да.
Протоиерей Григорий
— Богу, например, быть благодарным, за то что мы дышим, за то что мы есть, за то что мы видим, ходим, за то что мы мыслим, за то что мы это мы, за то что мы личность. Это понятно. Но возвращаясь к вопросу о ближнем и как возгореться этим огнем — ну давайте тогда благодарить о всем Бога с утра и до вечера. И вот чувствовать эту нужность, для Бога свою собственную нужность, и радоваться своей собственной нужности для ближнего.
Н. Лангаммер
— Давайте мы опять, я немножко так, с высот немножечко к нам. Мы тут на этой стороне с Илюшей, попроще люди, да, такие, представляем мирян. Как начать выбирать этих ближних? Ну давайте совсем примитивно. Все-таки да, я много об этом слышала, что первый круг — это наша семья. То есть нам очень важно, выбирая ближних, все-таки свою семью не забыть, да. Но вот дальше этот круг расширяется, расширяется. Илюш, как у тебя? Вот кроме мамы, кому ты еще можешь помогать как ближнему, до какой границы ты дошел ближних?
И. Кухарев
— Ты знаешь, вообще я вот замечаю иногда, что чем человек дальше, тем тебе как будто бы проще на самом деле помочь.
Н. Лангаммер
— Вот я про это и говорю.
И. Кухарев
— Да. Потому что все-таки наш самый ближний круг — наши мамы, братья, сестры — это такой как бы круг, ты заведомо знаешь, что эти люди тебя любят, что они, если что, тебя там потерпят, примут твой отказ там и так далее. Поэтому зачастую бывает так, и я тоже когда-то с этим сталкивался, когда вроде вот твоя семья и ты им нужен, но ты, допустим, занимаешься не их вопросами, а к примеру, у тебя прямой эфир с твоей аудиторией — а им же там надо ответить на вопросы, им же там нужно рассказать вообще о Боге. А тут, знаешь, дети бегают, как говорится, на улицу не сходивши. То есть здесь, конечно, важен такой баланс. Надо на самом деле, я думаю, сначала помнить о своей семье. Потому что все-таки это то зерно, в котором если ты будешь составлять там благоприятные условия для жизни, если ты там будешь отдаваться максимально, то сама атмосфера внутри этого пространства будет тебе давать силы на то, чтобы дарить себя и остальным. Потому что семья это — ну если мы говорим про христианскую семью, это единое целое, единый организм, существующий как бы и в мире, и в Боге, стремящийся к одним каким-то высоким, спасительным целям. И когда внутри этого организма гармония, это тебя, безусловно, питает, это твоя батарейка. И ты уже начинаешь видеть окружающих лучше. Я расскажу историю быстро...
Н. Лангаммер
— Давай.
И. Кухарев
— Вот как раз на тему того, как нам нужно искать вот тех, ради кого нам стоит пожертвовать собой. Это история, случившаяся с человеком непосредственно из круга моих ближайших друзей. Это человек просто там приехал из какой-то командировки, стоял на вокзале и просто увидел парня — парень был соответствующим образом одет, и он как бы стоял такой потерянный, дезориентированный немножко. Идет толпа народу, все спешат, утро, Москва как бы, площадь Трех вокзалов — то есть там вообще всем ни до кого, кроме своих собственных забот, половина в смартфонах. А вот мой, значит, друг, скажем так, увидел его. И он подошел к парню и поинтересовался, что случилось. Оказалось, парень первый раз вообще в Москве, не может понять, как дойти до метро. Плохо со зрением, вообще как бы. В итоге мой друг взял его, отвел его к метро. По дороге узнал, что вообще случилось, как он здесь оказался. Он поделился своей проблемой. Опять же, Божиим промыслом, случилось так, что мой друг был компетентен в решении этих вопросов. Он позвонил в соответствующие инстанции, то есть человеку оказали помощь, там приютили, помогли, обследовали. То есть вообще удивительный момент, произошедший просто вот по щелчку пальца, просто за счет того, что мой друг имел определенную...
Н. Лангаммер
— Внимательность.
И. Кухарев
— Внимание вокруг себя. Это тоже важно. Иногда, во-первых, на сегодня отвернуться от смартфона и просто посмотреть вокруг. Но если посмотреть на это более так философски и глубже, то немножко посмотреть изнутри себя вообще на то, что вообще происходит вокруг. Куча есть, я вот очень люблю помогать сумки поднимать в метро.
Н. Лангаммер
— А я подвозить на машине.
И. Кухарев
— Это, мне кажется, моя история, да, когда идешь к метро, видишь женщину, она тащит тяжелую сумку — поднял. И в этом всегда видишь, получая благодарность, эта благодарность тоже тебя определенным образом мотивирует.
Н. Лангаммер
— Нужность, о чем отец Григорий сказал.
И. Кухарев
— Да, вот, безусловно. То есть нужно вообще, еще вот правильно прозвучала история про то что, слава Богу, что я вижу, слышу и так далее. Нужно всегда помнить, что все что мы имеем, оно по умолчанию может служить как раз для того, чтобы мы могли кому-то помочь. Условно говоря, если я крепок физически, я должен там понимать, что я могу заступиться за девушку, которая попала в беду, я могу помочь поднять сумки. Ну в общем, мы всеми своими...
Н. Лангаммер
— Талантами.
И. Кухарев
— Да, галочками, которые вот у нас в списке того, что мы имеем, есть, все это может быть очень классным подспорьем для того, чтобы этим служить ближнему.
А. Волков
— Хотел добавить к этому как бы маленькую такую противоположность, касательно Иосифа. Значит, он всегда всем помогал, не отказывался. И через вот эту безотказность свою он встретил свою мученическую кончину. Он полетел из Канады, значит, он был на крестинах нашего младшего сына — это 97-й год. И в следующем месяце, вот в октябре, он полетел на паломничество в Грецию, хотел на Афон попасть, там в Салониках и потом, значит, приехал в Афины. А человеку, который едет специально в Грецию как бы в паломнических смыслах, он не видит все остальное. Он видит храмы, иконы, помолиться, монастыри, и с таким настроением везде Иосиф ездил. И он, будучи в Афинах, к нему подошел, значит, парень молодой, как я понял, значит, болгарин, румын то есть, и попросил помощи. И Иосиф не отказывался никогда. Иосиф сказал: приди вот в гостиницу, где я останавливаюсь, я тебе помогу. Значит, что помочь — денежно помочь. Тот пришел, и что случилось? Пытали, мучили и убили в ту ночь с 30-го на 31-е...
Н. Лангаммер
— Октября.
А. Волков
— Из-за своей вот такой детской, христианской чистой...
И. Кухарев
— Доверчивости.
А. Волков
— Доверчивости. Он как бы нашел или допустил вот этот конец свой. Но Божий промысл был. Ужасная смерть, мы когда узнали про это, я так в жизни никогда не расстраивался, не плакал как бы. Для нас это была большущая потеря. Конечно, для него, для его души это прекрасно, это хорошо. Он ушел туда, рядом с Божией Матерью скорее всего. Но мы, когда есть такой человек рядом с тобой, настолько проще в жизни, все идет как по маслу. Мы только тогда начинали с женой, в 90-е годы, появился кум, родственник, крестный. В жизни устроились хорошо, только все каждый год улучшалось, улучшалось, бизнес шел просто супер. И потом его не стало. Да, это какие-то трудности появились. Ну как бы когда он был, позвонишь, куда-то напишешь.
Н. Лангаммер
— То есть он как наставник был для вас.
А. Волков
— Да, он не был священник, но он наставлял. И он видел, он много чего предсказывал, что будет, он корректировал в определенных вопросах как бы мне, супруге, что, как в жизни. И несмотря на вот это все, люди еще находили, как критиковать его. Наши, православные, которые, скажем, русские корни, они: а что это, чего это, там испанец какой-то. Как это может быть? Мне это уму непостижимо, как может такое сказать человек.
Н. Лангаммер
— И я напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений». Мы сегодня так бурно и по-разному обсуждаем тему, как ставить на первое место не себя, а ближнего. И в гостях у нас в студии духовник общины глухих храма Всех Святых в земле Русской просиявших в Новокосино, протоиерей Григорий Кржижановский. Предприниматель, близкий друг и кум брата Иосифа Муньоса-Кортеса, Алексей Волков. И православный блогер, предприниматель, Илья Кухарев. Мы сейчас прервемся на несколько минут, не переключайтесь.
Н. Лангаммер
— И мы возвращаемся в студию Светлого радио и продолжаем обсуждать тему, как ставить на первое место не себя, а ближнего. Меня зовут Наталья Лангаммер. И у нас в гостях сегодня, духовник общины глухих храма Всех Святых в земле Русской просиявших в Новокосино, протоиерей Григорий Кржижановский. Предприниматель, близкий друг и кум брата Иосифа Муньоса-Кортеса, Алексей Волков. И православный блогер, предприниматель Илья Кухарев. Удивительное сейчас рядом, да, с нами здесь, в этой студии, за этим столом Алексей рассказывает про человека, который прошел вот этот путь служения ближним и пришел к тому финалу, к которому как бы по-христиански и нужно прийти — вот эту душу свою потерял, да, и душу свою обрел. Как это понять, отец Григорий? Как правильно это понять — потерять душу и обрести? Это как раз вот так, как было у брата Иосифа? Или как-то еще это может быть применимо?
Протоиерей Григорий
— Ну мне кажется, не совсем потерять. Правильнее было бы сказать, кто душу свою положит за друзей своих. То есть потерявший душу — это, наверное, какой-то потеряшка.
Н. Лангаммер
— Вот, да.
Протоиерей Григорий
— А вот положивший душу свою, потративший ее, да. Ну вот, наверное, как это понять? Мы по плодам их узнаем их. По плодам их узнаете их. Нужно смотреть на этого человека, чего он ищет. Он ищет славы, он ищет благодарности. Мы говорили о нужности, но можно в этой нужности утонуть.
Н. Лангаммер
— Конечно.
Протоиерей Григорий
— Можно в ней, так сказать, как в сетях запутаться, и вот этим положительным и жить, и питаться и, в общем-то, и заглядываться даже на себя самого, и питать свое тщеславие. Я думаю, что каждый ответит перед Господом в день суда и в день встречи с Господом, вот как именно он душу свою за друзей положил. И понятнее всего это самому человеку. Да, конечно, понадобится, возможно, и консультация у священника, духовника, у старшего какого-то человека. Ну вот как брат Иосиф помогал Алексею наставничеством. Это практика обычная, в принципе. Если ты видишь человека духовного рядом с собой, не грех с ним пооткровенничать и спросить совет, даже наоборот, будет полезно. Но все-таки каждый знает душу свою лучше других. И только Господь Бог, может быть, знает не содеянное, да, — то, что у нас в сердце, но мы еще даже этого не осмыслили, что нами движет. И я думаю, эта практика, это делание, это упражнение, по-гречески упражнение — это аскеза, то есть нам необходимо что-то такое делать, что мы считали бы вот духовной практикой. То есть вот это вот служение ближнему, его надо практиковать, ежедневно практиковать. И задаваться этой целью, и спрашивать себя: действительно ли мной руководит этот порыв бескорыстной любви? Действительно ли я хочу угодить тем самым Христу или я исполняю свой долг? Как сказано, может быть, я цветы теще дарю, потому что боюсь ее критики. Может быть, я, значит, за женой ухаживаю так старательно, потому что боюсь остаться в одиночестве. Может быть, я детьми своими так озабочен, показательно-рачительно так, чтобы понравиться окружающим, чтобы прослыть как бы достойным отцом. Это все в глубине нашего сердца. Потому-то и говорится здесь: душу свою положить — как бы самую сердцевину. Не просто жизнь, а сказано душу — вот то, что внутри, в самой глубине. Потому что Господь говорит для нас о том, как нам стать по- настоящему счастливыми, по-настоящему обрести блаженство — есть механизм, Он нам его раскрывает. А дальше каждый должен ответить для себя сам.
Н. Лангаммер
— А есть это ощущение, вот правда, у всех присутствующих хочу спросить, как это ощущается, когда я точно знаю, что я это делаю ради Христа? Я могу как бы свое ощущение сказать, когда там что-то сделал для ближнего, и ему хорошо, и вот ты просто до слез: да во славу Божию, да пусть будет хорошо. Но вот я себя сразу спрашиваю: а то, что ты сейчас испытываешь, вот эта вот там радость, не знаю, слезы, как от прикосновения благодати Божией, а не тщеславие там все-таки внутри? И вот постоянный этот поиск, например, меня он лишает вообще такого ощущения опыта, что я это сделала ради Христа. Вот так вот, честно. Я все время в себе нахожу какие-то вот эти вот корыстные человеческие мотивы. Отец Григорий, вы испытывали это ощущение, что да, я это делаю ради Христа?
Протоиерей Григорий
— Ну думаю, что испытывал, да, испытывал, конечно. Другое дело, насколько адекватно в этот момент я себя понимал. Потому что насколько я помню, глубочайшая прелесть — считать, что ты не в прелести.
Н. Лангаммер
— Вот.
Протоиерей Григорий
— Ну а что тут такого? А если какой-то частью там, каким-то процентом мы испытывали нечто, кроме как служение Христу. Мотив важен. Мотив очень важен. Бог целует намерение. Я думаю, что этим многое сказано. И вот я не думаю, что нам стоит делиться сейчас с радиослушателями и друг с другом, как кто переживает вот этот вот богоприсутствие. Это вообще-то не есть хорошая практика. Потому что я думаю, по-женски — это так испытывать, киноэстет — так, аудиалы — сяк, диджиталы, визуалы и так далее. Кто-то романтик, кто-то счетовод, кто-то спортсмен, кто-то где-то как-то по-своему испытывает. Но в целом, когда Господь посещает человека, вот это переживание, оно ни с чем несопоставимо. Потому и называется божественное откровение, опыт богоприсутствия, опыт богообщения, и у каждого человека это свое. Пусть будет так. Я думаю, что Господь, величайшее творческое начало, от начала Сущий, в состоянии до каждого достучаться на понятной ноте...
Н. Лангаммер
— На понятном ему языке.
Протоиерей Григорий
— На понятном языке. Вот чтобы струна зазвучала та, чтобы струны души зазвучали, и это была гармония вот в этом диалоге.
А. Волков
— Пример как раз по этому поводу хотел рассказать, я часто это рассказываю. И вот у меня с супругой в 90-х годах был такой очень спорный момент, по поводу Нового года. Она приехала из Советского Союза, я там вырос как бы, и у нас в семье считалось, что неправильно отмечать Новый год, потому что Новый год это ничто, это замена Рождества, советский праздник. Значит, я был против четко. Жена говорит: нет, почему, можно. Потом Рождество и все. Значит, наш спор дошел до Иосифа. И Иосиф нас приглашает приехать вместе к нему на 31 декабря, на Новый год, в Монреаль. Мы к нему приезжаем в гости. Мы остановились у него, у него пожили несколько дней. И 31-го вечером он устроил ужин — с вином, гады всякие приготовил, сам все это, включил телевизор, там значит, встречали, когда Новый год, выпили рюмочку, ура. И пошли сразу же к Божией Матери прочитали акафист. И с тех пор у нас нет споров с женой по этому поводу. Мы спокойно так отмечаем и ждем Рождества, а на Рождество уже даем подарки рождественские, вот это точно. На Новый год не даем. Но Иосиф решил вот это, он как бы пожертвовал свое время. Он мог бы другим заниматься. А он решил, что лучше нас не то что примирить, но успокоить, двоих. И примером своим, и даже то, что как бы человек, который отдается, не значит, что он не живет нормальной жизнью — в плане хорошо покушать, нормально там, винца выпить, пойти на оперу, на балет, что-то красивое. Человек любил все красивое. И это чудесно. И он нам такой постоянно пример ставил.
И. Кухарев
— Да, на самом деле вот это удивительный пример того, насколько быстро все может решаться, когда твоим сердцем и твоими устами, и твоим вообще умом владеет любовь во Христе. То есть вот на самом деле удивительный пример. Потому что это я думаю, очень будет назидательно сейчас для всех слушателей. Потому что, я думаю, не одна семья постоянно сталкивается с этим спорным вопросом, и это вообще идеальный вариант, скажем так. Я бы еще что хотел добавить, что вот такие люди, как брат Иосиф, такие люди, как, я не знаю, Моисей, который тоже да, положил всю свою жизнь ради определенной задачи, они, их не может быть много. То есть Бог, Он всегда выбирает каких-то определенных людей, как Он и про апостолов сказал: это Я вас избрал. И Он знал тонкости устройства личности этих людей, и Он знал, что они справятся с той задачей, которую Он им поставит. Поэтому я не думаю, что полезно и правильно всем людям вокруг вот видеть определенный идеал в этих людях и расстраиваться от того, что ты не такой, как они.
Н. Лангаммер
— Ну у каждого своя мера, видимо, получается.
И. Кухарев
— Да, вот я как раз это и хотел сказать, что на самом деле мы все совершенно индивидуальные личности, и у нас у всех, в виду этой индивидуальности, совершенно разный будет путь, совершенно разное служение. И вот эти люди —как брат Иосиф, как Моисей, как все апостолы, как все наши святые — для нас это как маячки, да. Мы — корабль, вода — это наша жизнь, вот мы плывем, и мы на эти маяки должны ориентироваться. И брать от них то, что мы действительно можем на себя понести. Потому что вот ты правильно говоришь, я делаю доброе дело, но я начинаю вот там копаться, разбираться, а вот это я для Христа или не для Христа. Мне кажется, это для человека мирского это вообще неполезно. Мы должны знать определенные маячки. Мы должны знать про тщеславие, мы должны знать про то, что мы не должны услаждаться благодарностью, мы должны знать там, условно говоря, осуждение, которое мы получим, если мы там пойдем не по тому пути. И просто действовать. Ты видишь, человеку можно помочь — надо просто ему помочь. А я не знаю, я для себя придумал такой выход, потому что я такой вообще человек достаточно тщеславный, я люблю когда меня хвалят. Соответственно, когда я что-то делаю доброе, я вижу в сторону себя похвалу, я сразу же стараюсь сконцентрироваться на том, что мне Бог говорит, что все, что можешь делать доброе... Батюшка, напомните, как? Он говорит, что все хорошее, что есть у вас, это как бы от Меня... Я забыл дословно. Без Меня не можете творить ничего.
Протоиерей Григорий
— Ничесоже.
И. Кухарев
— Ничесоже, да. Насколько я помню, по толкованию отцов, здесь подразумевалось, что никое добро без Меня вы делать не можете. Я стараюсь сразу же посвящать это доброе дело.
Протоиерей Григорий
— Я немножко запутался. Вот Илья говорит, что мы все индивидуальности, а потом дает свой личный пример для всех абсолютно радиослушателей и как бы советует им особо не анализировать и не копаться в себе. Ну мне кажется, это немножко не конгруэнтно.
Н. Лангаммер
— А у нас «Клуб частных мнений», мы на своем примере и пытаемся разобрать. На своем, грешном.
Протоиерей Григорий
— Поэтому я своим частным мнением пытаюсь вот мнение Ильи немножко так...
Н. Лангаммер
— Уравновесить.
Протоиерей Григорий
— Ну не то чтобы уравновесить, разнообразить. Разнообразить.
Н. Лангаммер
— И я напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений». Мы обсуждаем сегодня тему, как ставить на первое место не себя, а ближнего. У нас в гостях протоиерей Григорий Кржижановский, предприниматель, и близкий друг, и кум брата Иосифа Муньоса-Кортеса, Алексей Волков. И православный блогер, предприниматель Илья Кухарев. Давайте распутываться. Мы запутались, потому что очень много всего было сказано. Я сфокусировалась на фразе, которую сказал отец Григорий, что неполезно говорить о том, как происходит у кого богообщение. А я вообще про другое спросила — про поиск мотивации. То есть получается, что когда ты делаешь что-то доброе, искренне, да, ради Христа, то это твой процесс богообщения. Это не акт доброделания какого-то, ну конкретно узкого, ближнему, да, вот твое взаимоотношение с этим человеком. А здесь присутствует Христос, получается, в этом процессе? Здесь и сейчас.
Протоиерей Григорий
— Вот мне нравится, что вы как-то пытаетесь одно явление как бы отнести к той или иной категории. Может быть такое, что одно явление принадлежит нескольким категориям одновременно?
Н. Лангаммер
— Скажите, отец Григорий.
Протоиерей Григорий
— Ну например, если вы читаете вечером сказку своему ребенку. Может же в этом быть и мотивация заботы, вообще просто такой, чуть ли не животной материнской любви к своему сыну? Может быть тут мотивом вот, в принципе, ваше желание быть христианкой, и эта книжка может быть связана с христианским мотивом, с христианской наукой. Может же быть это еще одновременно и служение Самому Христу. Потому что воспитывать в своем сыне доброго христианина — что может быть для матери вообще таким лучшим, лучшей такой реализацией в семейной вот, в материнстве ее. Зачем нам как-то вот так вот взять и расчленить, знаете, как в анатомическом журнале: взять это вот этот слой — это поверхностный эпителий, это вот уже мышцы, вот это вот уже костные ткани. Давайте не будем так. Вот мы же не такие друг перед другом сидим, хотя в каждом из нас есть костные ткани, в основном зубами представлены так, визуально, а все остальные костные ткани у нас скрыты. И, я думаю, в каждом явлении таком, доброго дела, есть много всяческих категорий. И, возможно, еще подмешано там, конечно, и какое-то тщеславие, может быть, какая-то гордынька, может быть, еще какое-нибудь такое вот, знаете, то, что по-евангельски можно было бы сказать, что тот, кто здесь получает награду, уже получает ее. А тот, кто здесь не получит награду, тот... Сын уснул и не поблагодарил мать — ну не ощутила своей нужности. Ну нет, давайте все-таки пусть это все будет. Мы же не идеальные люди. Пусть, может быть, мы немножко где-то запачканы, но вот, как сказал Илья правильно про направление, что мы, выбирая направление служения ближнему, осознанно выбирая это направление, упражняясь в нем день за днем, как это делал брат Иосиф, и к чему нас призывают примеры всех наших святых и их житие, когда человек осознанно делает выбор в сторону Христа. К чему, собственно, мы и призваны: «Возьми свой крест и следуй за Мной». И понятно, что в этом упражнении необходимо терпение, необходимо смирение, необходима жертвенность, ну и, конечно, любовь. Потому что мы помним, по слову апостола Павла, что ты хоть душу свою там... или что там? А, хоть тело свое отдай на сожжение, но без любви ты как расстроенный инструмент, как бренчащая гитара...
Н. Лангаммер
— Как кимвал звенящий.
Протоиерей Григорий
— Да, вот зляцающий — то есть это звук такой противный какой-то вот. Есть же, когда инструмент расстроен, и это всем режет слух — ну это никуда не годится. Ну что ты возомнил о себе. Любовь. Ну тут не лишним, наверное, будет дать определение любви. Определение любви как видения смысла собственной жизни в другом. Не в себе лично, в ощущении своих телесных, эмоциональных и каких-либо вдохновений...
Н. Лангаммер
— А вообще в другое измерение уйти.
Протоиерей Григорий
— Да, вот именно найти себя в отражении другого и создать для другого условия, в которых он разовьется в полноту своих способностей. Так нас задумал, так нас устроил, так нас сотворил Господь. И этот механизм, от него никуда не деться. Просто в Евангелии Господь раскрывает те пути, те моменты, да, те упражнения, те заповеди дает нам — мы называем это заповеди евангельские, — как это достичь, лучшей реализации. Лучшей реализации нашего личного внутреннего. И мы видим некоторые примеры монашеской жизни, мы видим примеры семейной жизни, мы видим массу примеров в житиях святых, естественно, которым мы должны подражать и за которыми мы должны следовать. Не будем никого препарировать сегодня.
Н. Лангаммер
— Не будем. А я вот, знаете, думаю о чем? Что любовь, если действительно ты по любви действуешь, то ты принимаешь все. И вот то, что сказал сейчас Алексей, страшную вещь, что настолько брат Иосиф доверился и настолько по-детски доверился, да, вот этому человеку. Видимо, его любовь была к людям, которым нужна помощь в той или иной степени, настолько велика, что он допустил убийство, что его убили.
А. Волков
— Хочу добавить к этому, что вот эта жертвенность, мы все знаем, что это, конечно, битва идет постоянно между любовью, светом и темнотой, да. А тем, что Иосиф пошел на такую жертву — не то что он хотел, но это жертва, а темные силы думали, что они победят. Но это был октябрь, с 30-го на 31-е — это когда на западе празднуют, отмечают хэллоуин, бесовский совершенно праздник. А мученическая смерть — это пошло против вот беса как бы, и Господь побеждает. Мученик, еще один венец, который, к кому можно обращаться, чтобы бороться с этой темной силой. Мы, кстати, если можно сказать, мы то, что каждый год проводим вечер памяти...
Н. Лангаммер
— Как раз в этот вечер, 30 октября.
А. Волков
— В этот вечер мы проводим вечер памяти Иосифа. В этом году сейчас будет 30-го в Доме русского зарубежья, который на Таганке. Так что милости просим, всех приглашаем, в 18 часов вечера, приходите. Мы больше расскажем, очень интересно будет. Пожалуйста, приходите.
Протоиерей Григорий
— Спасибо за приглашение.
И. Кухарев
— Спасибо.
Н. Лангаммер
— Такая возможность, не только в нашей студии прикоснуться вот к этому чуду, да, к памяти брата Иосифа, но еще и лично прийти, пообщаться и с Алексеем, и с Ксенией и послушать ваши воспоминания.
И. Кухарев
— А можно я вот, мне тут пришла такая параллель, я просто хочу ей поделиться. Когда у нас сейчас зашел разговор о доверчивости Иосифа, а я подумал, что ведь вот в этой доверчивости он очень уподобился Господу Иисусу Христу, вот в конечной точке, да, вот в моменты предательства, ведения на смерть. И да, мы знаем, что понятно, Сам Христос, Он знал, что с ним сделают, так как Он был Богом и Он все знал наперед, но в глазах людей Он выглядел — я вот сейчас об этом подумал, что в глазах людей Он выглядит таким же доверчивым, и они, наверное, тоже недоумевали: как так? Ведь там идет Иуда с вооруженными, значит, людьми, и Он так спокойно выходит. И вот как раз в этой доверчивости очень, мне кажется, много на самом деле от Христа.
Н. Лангаммер
— Такая, знаешь, доверчивость сложно, потому что Он же знает, что Ему причинят зло, и даже апостолам Он говорит: не защищайте Меня.
А. Волков
— Да, кстати, же Петр достает меч, и Он как бы Он показывает, что все под контролем.
Н. Лангаммер
— Как он отсек ухо, а Господь исцелил, и даже это не остановило. И Он все равно продолжал идти. Ну это какая-то непостижимая для нас высота. Нам с чего-то начать.
И. Кухарев
— Но знаете как, я думаю, вот эта непостижимость подвига определенных людей, она должна нас мотивировать, то есть одна должна нам показывать, что такое возможно. Ведь мы часто, когда смотрим на святых, нам кажется, что это невозможно. Как это там, допустим, сорок дней не есть или не пить, да, ну если брать какие-то, допустим, физические истории. Или как можно там девять часов стоять и, допустим, пребывать в молитве. Как можно вообще уйти жить куда-то там в затвор. Но на самом деле нужно чуть по-другому на это смотреть. Нужно увидеть, что эти люди как раз нам показывают, что это возможно. И что в этом как раз есть великая польза, великая благость, и что как раз во в таких вот удивительных для нас состояниях, они делятся с нами, что вот как раз в этих всех состояниях Бог чувствуется гораздо лучше, потому что ничего от Него не отвлекает и полностью в тебе вместо тебя присутствует Христос. И, как я говорил вначале, вместе со Христом вся вот эта вот пестрота и полнота всех добродетелей, которые уже делаются как будто бы естественным образом, уже без понуждения.
А. Волков
— По поводу добродетелей и жертвенности еще одно хотел добавить, то что нам лично говорил сам Иосиф. Он ездил везде, то что вначале мы упомянули, иногда не было денег в кармане — а как это можно сделать, мне до сих пор это сложно понять. Он это все делал ради Божией Матери, ради ближнего человека, он всего себя отдавал. Иногда нечего ему было купить там покушать что-то, но он все равно жертвенно делал. И он говорил, что он никогда не позволит, не сделает из Божией Матери, из чуда способ, метод заработать деньги.
И. Кухарев
— Да, я читал, что он прямо обет как бы дал, обещание и его сдержал, собственно.
А. Волков
— Вот это за жизнь.
Н. Лангаммер
— Он не был монахом, он был просто человеком, который хотел вот так служить Божией Матери. Просто христианином.
А. Волков
— Да.
Н. Лангаммер
— Мне вот интересно, что мы всю программу и до программы мы говорили, что Алексей придет и расскажет про брата Иосифа. Я сейчас не хочу как бы на тщеславие бить, но Алексей и Ксения тоже очень много всего в этой жизни делают и говорят в основном про брата Иосифа. За что вам спасибо огромное. Потому что это, правда, удивительный такой пример, да, Илюша, я когда тебе сказала, почитай, как-то такой подарок был сделан нам сегодня на этой программе. И было сколько у меня, например, искушений, когда я сюда ехала. Я с утра поняла, что у меня всю ночь все болит, я немножечко пострадала, думаю: наверное, что-то очень важное мы должны сегодня сделать. И такой какой-то получился глубокий разговор. Да, отец Григорий?
Протоиерей Григорий
— Надеюсь, мы были полезны нашим радиослушателям. Ну и для каждого из нас, наверное, было полезно общаться и наверное, задумываться о том, как еще мы можем служить ближнему. И я думаю, что, может быть, мы где-то как-то погрешили в своих формулировках, но в целом направление у нас было верное.
Н. Лангаммер
— Я надеюсь. Илюш, тебе последнее слово, потому что ты инициировал этот разговор. Что-то ты еще хотел бы добавить или спросить?
И. Кухарев
— Я думаю, что нужно сейчас всем, кто послушал наш эфир, устроить для самих себя челлендж, что с завтрашнего дня я начинаю отворачиваться от смартфона, смотреть вокруг себя и по чуть-чуть, маленькими шагами, как и сказал нам батюшка, двигаться в сторону полноценного положения души своей ради того, чтобы помогать другим. И пусть уникальный, удивительный пример брата Иосифа, человека на самом деле, в хорошем смысле не обремененного саном — то есть человека, не находящегося вот как бы в непосредственной такой вот необходимости...
Н. Лангаммер
— Служения, да.
И. Кухарев
— Все-таки ты священник, ты в сане — ты должен отдавать себя людям. То есть удивительный пример вот такого мирянина, примером которого должны заразиться все мы и должны начать, в конце концов уже наконец-то начать жить по-христиански.
Н. Лангаммер
— Важный такой момент, мне кажется, первый шаг — извините, я все к деталям цепляюсь, — поднять глаза от смартфона вовне, на людей вокруг.
И. Кухарев
— Да.
Н. Лангаммер
— Спасибо большое, Илья, за эту тему.
И. Кухарев
— Спасибо всем, друзья. Было очень интересно.
Н. Лангаммер
— Я напомню, что мы обсуждали тему, как ставить на первое место не себя, а ближнего. Тему предложил Илья Кухарев, православный блогер и предприниматель. И в гостах у нас был Алексей Волков, добрый друг и кум брата Иосифа Муньоса-Кортеса, который всю жизнь свою положил на то, чтобы помогать людям увидеть эту икону чудотворную Божией Матери Монреальской Иверской. И духовник общины глухих храма Всех Святых в земле Русской просиявших в Новокосино, протоиерей Григорий Кржижановский. Меня зовут Наталья Лангаммер. На этом мы с вами прощаемся. И «Клуб частных мнений» снова выйдет в эфире через неделю в 18.00 на волнах Светлого радио. Всего доброго. До свидания. Спасибо большое.
Протоиерей Григорий
— Спасибо, ребята, за эфир. Спасибо всем радиослушателям.
А. Волков
— Спасибо.
И. Кухарев
— Спасибо большое.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Помощь от Бога. Илья Муромский
Я часто получаю сообщения от знакомых с просьбой о материальной помощи: «Илья, выручай, срочно нужно столько-то» или «надо докупить до конца месяца то-то и то-то». Причём это происходит каждый раз, когда средств на счету остаётся ровно столько, сколько нужно, чтобы дожить до зарплаты.
Иногда такие письма приходят несколько раз в день, причём от одного и того же человека. Я перевожу столько, сколько могу. Но, честно сказать, внутреннее негодую, почему на роль спасителя снова выбрали меня?
Пару лет назад произошла история, которая изменила мое отношение к таким просьбам. Я тогда заканчивал учёбу в университете. Необходимо было сдать материалы по нескольким предметам, чтобы автоматом закрыть весеннюю сессию и начать подготовку к защите дипломной работы. Всё шло хорошо: я сдал почти все экзамены, оставил свою зачётку в учебной части и на некоторое время уехал за город, чтобы восстановить свои силы.
Я только вздохнул свежего лесного воздуха, как мне пришло сообщение из чата нашей группы, в котором староста написал, что сегодня — последняя возможность проставить зачет по экономике, кто получил его автоматом. Для этого нужно в течение двух часов приехать в университет вместе с зачёткой.
Внутри всё похолодело. Я совсем забыл,что этот зачет я еще не получил. Вернуться в Москву к назначенному времени я никак не успевал. Стал продумывать все варианты, как можно выйти из положения. Позвонить в учебную часть? Они скажут, что это — моя проблема, и будут правы.
Я начинаю писать однокурсникам, но все уже сдали экзамены и разъехались. И вдруг я вспомнил про своего друга, который сегодня точнодолжен быть в Москве.
Звоню ему, буквально умоляю приехать в университет, чтобы отдать мою зачётку преподавателю и объяснить ситуацию. «Слава Богу, что я оставил её в учебной части» — повторял я потом неоднократно про себя. Друг сказал, что обязательно поможет и уже через час перезвонил мне с хорошими новостями.
Спустя пару дней, я узнал, что он после моего звонка бросил все свои дела, перенёс запланированные мероприятия и помог мне в критической ситуации. Он не отказал, он пожертвовал своим временем и силами для меня.
Преподобный Исаак Сирин говорил: «Кто руку свою простирает на помощь ближнему своему, тот в помощь себе принимает Божию помощь».
Как же важно слышать просьбы окружающих людей. Возможно, для тех, кто просит меня помочь, перевести им необходимую сумму, я тоже остаюсь единственным человеком, кто в данный момент может им помочь...
«Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» — говорит Господь в Евангелии. Это — дар — возможность помочь. И необходимо не раздражаться, а всякий раз благодарить Его за то, что Он даёт нам шанс проявить свою христианскую любовь по отношению к ближним. Бог посылает нам тех, кто нуждается в нашей помощи, приближая через добрые дела к Царствию Небесному.
Автор: Илья Муромский
Все выпуски программы Частное мнение
Яблочный пирог моей бабушки. Ольга Цой
Наверное, можно сказать, мое знакомство с церковью началось с запаха ладана и медовых свечей. Я знала, что в храме тепло и чарующе пахнет, и от этого всегда на душе было спокойно и радостно, когда приходила свечку поставить. А как стала осознанно посещать службы, поняла, что храм — это, конечно, не только дивное благоухание и старинные иконы. Главное здесь — молитва, общение с Богом, Таинства. Но ладан по-прежнему продолжала любить. К тому же у меня появился свой фаворит среди его ароматов.
Тогда наш батюшка часто кадил одним и тем же прекрасно пахнущим ладаном на величание Богородицы. «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим...», — пели мы хором, пока священник обходил весь храм и кадил его. Этот момент службы очень важен, ведь он символизирует пребывание человека в раю, когда Сам Господь ходил по раю и беседовал с человеком.
По храму разливался удивительный аромат свежеиспеченного яблочного пирога с корицей и ванилью. «Яблочный пирог моей бабушки» — так охарактеризовала я запах этого ладана. А позже выяснила, что называется он «Воскресение».
Богородичное песнопение, сам образ Пресвятой Богородицы прочно стали ассоциироваться у меня с этим теплым ароматом. Словно моя бабушка печет пироги с яблоками и меня ждет в гости. И стало вдвойне благодатно молиться на службе. С нетерпением прислушивалась, когда батюшка даст возглас: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!».
Так, с малого, может начинаться путь к Богу. С ладана, красивых икон, благозвучного пения хора. А потом внешнее отходит на второй план. Уже думаешь о покаянии, работе над собой, борьбе со своими страстями, любви к ближнему... Но те, ранние, впечатления остаются в памяти. Первый добрый взгляд, встретивший в храме, приветливое слово, утешительный совет священника.
Мне кажется, это очень важно — чтобы первые шаги человека в храме были наполнены радостными воспоминаниями. Сначала эта радость — простая, житейская от тепла и доброты, но потом она перерастает в подлинно духовную, в осознание великой любви Божьей.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Просто поговорить. Анна Тумаркина
Когда я только крестилась, искренне не понимала, для чего православным христианам нужны такие длинные утренние и вечерние молитвенные правила, Последование ко святому Причащению, каноны, акафисты. Я читала в Евангелии от Матфея такие слова: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны». И долгое время мне казалось, что практически все молитвы, кроме «Отче Наш» и «Господи, помилуй» — излишни. Слишком много слов. А Бог человека и без слов услышит, разве не так?
В том, что молитва нужна не только для того, чтобы передать Богу свои просьбы, меня убедил один случай из жизни. Хотя напрямую с молитвой он связан не был.
Однажды поздно вечером я ехала домой на самокате вдоль шоссе. Смотрела на дорогу, но и по сторонам оглядывалась. Внезапно нечто, увиденное по пути, заставило меня вздрогнуть и даже остановиться. Участок на тротуаре, огороженный полосатыми ограничительными лентами. Полицейские, «Скорая помощь» и автомобиль, разбитый практически полностью. Господи, помилуй! Пока ехала, в голове, словно металлический шарик, скакала мысль: «Об этом нужно рассказать мужу».
Я набрала его номер. Принялась, глотая слезы, рассказывать об увиденном. Просила: «Просто поговори со мной». Чем дольше мы говорили, тем легче мне становилось. В какой-то момент показалось, будто муж стоит рядом, обнимает. Даже тепло на мгновение почувствовала. Мы общались минут двадцать.
А когда супруг положил трубку, плакать уже не хотелось и ужас от увиденного совсем отступил.
Мне кажется, что и с Богом человеку иногда нужно просто поговорить. Бог всегда рядом с нами. Но иногда нужно время, чтобы почувствовать Его присутствие, согреться в отсвете Божественного пламени. И молитвенные правила, каноны, акафисты подходят как нельзя лучше.
В наше время необходимое количество молитв, читаемых утром и вечером, принято индивидуально обсуждать с духовником. У каждого верующего свое молитвенное правило. А я не отказываю себе в удовольствии молиться не только краткими молитвами. Все чаще хочется с Богом просто поговорить. И подольше почувствовать, что Он рядом.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение