Иногда, когда мы говорим со знакомыми о вере, нам кажется, что наши слова не имеют никакой отдачи.
Уверен, что это не так.
Господь закрывает от нас плоды нашей проповеди для нашего смирения. Но слово о Боге, сказанное нами, совершает свою работу. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется».
Приведу пример из своей катехизаторской практики, как однажды я получил ответ на мои собственные сомнения и на мою проповедь. Был у меня такой период — года полтора я проповедовал в театре. Такую возможность мне предоставила знакомая, театральный режиссер. Я приходил по субботам в театр и, когда актеры отдыхали между репетициями, выходил на сцену. Актеры садились в зал, и я произносил проповедь, которую готовился сказать в воскресенье с амвона.
В нашем храме существовала такая практика, не совсем обычная: по благословению архиерея миряне-пономари проповедовали в храме во время богослужения.
Так вот, в очередной раз я прихожу и произношу проповедь на тему «смысл жизни». В проповеди я использовал фрагмент из лекции профессора богословия Алексея Ильича Осипова: «Допустим, человек копает. Спрашиваем у него: „Зачем копаешь?“ И представьте, если он ответит вам: „Не знаю“. Что за неразумный человек! — подумаем мы. А если говорить не о копании, а о жизни? Ведь многие живут, не зная, зачем. Насколько же жизнь выше копания! И если человек не знает, зачем живет, — какое это неразумие!»
Я произнес проповедь с этой вставкой, мы обсудили ее с актерами. Всё это было довольно интересно: среди актеров встречались неверующие. И с ними строились необычные, несхематичные диалоги. Мы поговорили, я ушел, и на следующий день сказал эту проповедь в храме.
А в театре в воскресенье утром обычно бывает мастер-класс: занятие с людьми с улицы, своего рода театральный кружок, где профессиональные актеры учат начинающих основам сценического искусства. В мастер-классе есть такой «разогрев»: каждый участник должен выйти на сцену и рассказать о самом главном впечатлении прошедшей недели.
И вот, на следующий день после моей проповеди в театре, в воскресенье, случилось следующее. Вышла девушка, встала на то же место, где вчера стоял я, и говорит: «Представьте себе, что человек копает. Подойдите к нему и спросите, зачем он копает...» И далее она один в один рассказывает историю, которую я вчера, стоя на этом же месте, рассказывал этим же людям, актерам.
Они спрашивают: «Откуда ты это взяла?» Она отвечает: «Утром гуляла в парке. Настроение плохое, депрессия. Смотрю — храм. Думаю, дай зайду. Зашла. Вышел какой-то худощавый батюшка и вот это рассказал, про смысл жизни. Мне очень понравилось, и я подумала: действительно, а зачем копаем, друзья? И пришли мысли, что Бог есть, и я ведь крещеная, и мне надо в церковь ходить. Ведь Бог — это радость».
Несколько наводящих вопросов помогли узнать, что храм оказался как раз тот, где я проповедовал утром. А «худощавый батюшка» — это вроде как я.
Режиссер театра позвонила мне, рассказала эту историю. Мы оба находились под впечатлением довольно долго. Господь произвел такой круговорот проповеди в природе: профессор Осипов что-то сказал где-то, я передал в своем храме, мысль услышала какая-то девушка, и информация вернулась ко мне. Удивительно!
Я воспринял это как ответ Божий на свою работу, как некую поддержку.
Действительно, когда мы говорим с людьми о вере, мы не знаем, как это потом сработает, как семя слова Божьего прорастет в этом человеке. От нас — сказать, передать Благую весть в той или иной форме, а от Бога — взрастить это семя. И когда проповедник долго не получает отклика на свою проповедь, это всё хорошо, это правильно. Так нужно для нашего смирения, чтоб мы не гордились.
Есть разделение труда: у нас одна работа, у Бога — другая. От нас — сказать о вере, от слушателя — захотеть верить, от Бога — подарить веру.
Говорите о Господе, христиане!
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
Олень Эдик. Дарья Кравченко
Помню день, когда наша маленькая дочка Арина сама позвала Бога. Мы бережно прокладывали для неё дорогу к храму. Возили на службы ко причастию. Не читали длинные проповеди о вере, но утром вместе молились перед тем, как съесть манную кашу, на ночь читали детскую Библию, рассматривали картинки и отвечали на вопросы о Боге. Мы ждали, пока Ариша сможет осознанно обратиться к Богу. И вот однажды она потеряла свою любимую игрушку — плюшевого оленя Эдика.
Олень — не просто мягкая игрушка нашей Ариши, он — член нашей семьи! Плюшевый друг не раз выручал в длинных поездках, часто был хорошим компаньоном во время обеда, вместе с ним мы делали болючие прививки. Наш старенький друг всегда был готов подставить плечо! Каждую ночь Аришка засыпала только с ним. Обычная игрушка, стала неотъемлемой частью нашей жизни!
Однажды после воскресной службы мы отправились в магазин, чтобы побаловать Аришу. Дочка настолько была увлечена выбором шоколадных конфет в магазине, что не заметила, как уронила свою любимую игрушку. Мы пришли домой, разделись, отдали Арине купленные подарки, и тут... мы с мужем переглянулись. Оленя нет. «В сумке есть? Может в пакете?» — озадаченно спрашивала я. «Судя по всему потеряли...» — тихо ответил супруг.
Конечно Арина расплакалась по поводу пропажи оленя. Не успокоить. Для нашей семьи — это была настоящая драма, потому что заснуть без него не сможет, в детском саду будут слезы, обеденный сон без игрушки тоже не состоится. В общем, целый набор неприятностей из — за плюшевого оленя нам был обеспечен.
Муж побежал в магазин, несмотря на то, что надежды найти игрушку в крупном супермаркете практически не было. Но вдруг кто-то нашел.
Смотря, на рыдающую Аришку, я сказала: «Иди к иконкам и попроси у Боженьки вернуть Игоря». Арина побежала в комнату с иконами и начала лепетать: «Бога, дай мне Эдю». Еле выговаривая, она повторяла слова, как молитву. В тот момент я сама молила лишь бы этот олень нашёлся!
Через 10 минут позвонил муж и сказал, что везет игрушку домой. Оказывается, кто-то случайно подобрал Оленя и оставил на кассе в магазине! Радости не было предела. Тогда мне вспомнились слова Владыки Василия Родзянко: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются». С тех пор у Арины с Боженькой особые отношения.
Ариша спрашивала «Когда мы пойдем к Боженьке?». И мы ехали в храм. С вечера мы выбирали наряд для похода на литургию. Вешали на стульчик платье и косынку. Мы приезжали за час до причастия, чтобы она понимала, где она, и что будет происходить на службе.
В храме девочка крестилась иногда правой иногда левой рукой, пела церковные песни на свой лад, но с чистым сердцем. Я не дергала, не заставляла поменять руки или петь чуть тише во время службы. В те минуты, когда она своим чистым детским сердечком молилась, я тихо умилялась со стороны. Перед сном вместе с Ариной мы пели короткие «Господи помилуй».
Пройдет еще несколько лет, и мы отпустим Аришу во взрослую, такую прекрасную, непредсказуемую жизнь. И главными людьми в ее жизни будут уже не папа с мамой, а друг Саша или верная подруга Аня. А мы будем надеяться, что Арина не забудет дорогу к храму и с Божьей помощью сохранит, ту чистую, искреннюю веру в Бога.
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
17 мая. О значении Акта о каноническом общении
Сегодня 17 мая. В этот день в 2007 году в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Лавр подписали «Акт о каноническом общении».
О значении этого события, — протоиерей Артемий Владимиров.
17 мая. О подвиге Мученицы Пелагии Тарсийской
Сегодня 17 мая. День памяти Мученицы Пелагии Тарсийской, пострадавшей за Христа на рубеже II-III (2-3-го) веков.
О её подвиге, — священник Августин Соколовски.