Мне кажется, что наш мир поистине сказочен. Нет-нет, я вовсе не хочу говорить о красоте планеты, о волшебных рассветах и очаровании бабочек, — всё это бесспорно чудесно, но мысль моя в другом.
Как часто мы сталкиваемся с фразами «спустись на землю» или «чудес не бывает». Но однажды я услышала другое: «для христианина чудо — это норма». «Как же так?» — подумала я. — «Как чудо может быть нормой, ведь на то оно и чудо в конце концов, чтобы быть чем-то выдающимся и редким». В тот момент я даже и представить не могла, сколько открытий меня ещё ждёт. Решив разобраться с этим, я словно подошла к шкафу, за которым скрывается загадочная Нарния, да что там Нарния, целый духовный мир, который в отличие от сказочной страны действительно существует, да и не где-нибудь, а прямо вокруг нас.
Следует сказать, что долгое время я воспринимала чудеса Христа именно как старинную легенду.
С одной стороны почти не сомневалась в ней, а с другой — до конца не принимала. И оставалось только к Богу обратиться со словами «верую, помоги моему неверию». И Он помог, помог. Как всегда.
Ко мне начали приходить нужные книги и люди. От них я получала знания о законах духовного мира, о невероятных делах тех, кого мы называем святыми. Тогда же я узнала об одном удивительном человеке. Для меня было очень важным, что он жил с нами на земле в одно время, был из той же плоти и крови, говорил на том же языке, что и мы, ходил в школу и служил в армии. Человека этого звали Гавриил Ургебадзе. Люди, которые жили рядом с ним, свидетельствуют о том, как вода в его руках претворялась в вино, как огромный рояль помещался в узкие двери его кельи, как не было для него секретов в сердцах других людей, как святой перемещался духом в пространстве без поездов и самолетов, словом — явил собой живую иллюстрацию евангельской истории.
Руками преподобного Гавриила и других святых Господь показывает миру и лично мне, что дела Его живы и что в каждой строчке Священного Писания заключена правда.
Так разве не чудесна наша жизнь, когда среди нас живут святые вне времени и пространства? Разве нечудесны разговоры с Богом, после которых твоя жизнь наполняется чудесами, и события начинают разворачиваться самым неожиданным образом? Разве не чудо то, что смерти нет и мы будем жить вечно? А раз так, то чудо — воистину норма.
Одно лишь надо помнить — Господь пришёл к нам тихо, без спецэффектов. Он родился в Вифлеемской пещере без фейерверка и фанфар, Он не хотел прельщать нас фокусами, но чудотворил для того, чтобы показать свою истинную природу и власть. Он предостерегает нас, чтобы мы не гонялись за чудесами, но поверили в Его правду и бесконечную силу, а исполнив заповеди, очистили свои сердца, да пришли в Царство небесное, где чудеса — и норма.
Автор: Яна Артюшина
Все выпуски программы Частное мнение
«Пасхальные истории»
В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения, — заметил однажды Николай Васильевич Гоголь. О правоте этих слов классика можно судить по русской литературе. В творчестве большинства наших писателей можно найти произведения о Пасхе. Сложился даже особый жанр пасхального рассказа. Причём, его нельзя отнести к какой-то определённой эпохе — пасхальные рассказы создавались и сто, и двести лет назад, их даже можно обнаружить в советской литературе. О Пасхе писали Гоголь, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Чехов, Набоков, Пастернак. В издательстве «Институт православной книги» вышел сборник, знакомящий читателя с некоторыми образцами этого удивительного жанра. Книга так и называется — «Пасхальные истории».
Составитель сборника, Владимир Зоберн, знаток и исследователь христианской прозы дореволюционного периода, включил в издание произведения таких авторов, как Леонид Андреев, Владимир Короленко, Александр Куприн, Саша Чёрный и многих других. Иными словами, открывая для себя мир пасхального рассказа, читатели встретятся с самыми что ни на есть маститыми классиками.
Почти каждая история в сборнике — чья-то маленькая жизнь. Вот Михеич из рассказа Короленко «Старый звонарь». С трудом взобравшись по крутой лестнице колокольни, он звонит к Светлой заутрене, и по лицу его текут слёзы счастья, а под возгласы «Христос воскресе!» забываются все невзгоды. А герой рассказа Чехова «Святой ночью», спеша в храм, переправляется на пароме по реке, окутанной ночным туманом, прислушивается к гулкому колокольному звону, любуется мелькающими на берегу огоньками крестного хода и внимает проникновенному рассказу лодочника.
Каждый из писателей, посредством своих героев, делится с нами уникальным личным опытом переживания и восприятия самого главного Праздника. Но в одном все они, кажется, сходятся: пасхальная радость по-особенному озаряет сердце человека, меняет его, делает добрее, наполняет любовью и верой. С книгой «Пасхальные истории» эту радость можно ощутить в любой момент.
Все выпуски программы Литературный навигатор
«Крестный ход на Светлой седмице»
Наступила Светлая или Пасхальная седмица, то есть неделя, следующая за Пасхой. Я стою в храме, только что завершилась Литургия, но народ не расходится, ведь сейчас будет крЕстный ход. На Пасхальной неделе он совершается каждый день. Ко мне и ещё одному мужчине подходит алтарник и просит взять хоругви, так называются церковные знамёна с изображениями Христа и Богоматери.
Прихожане выстраиваются в два ряда, все ждут священнослужителей. Наконец, из алтаря выходят батюшки, они несут Евангелие и артос — это такой хлеб, который будет освящаться и раздаваться верующим в субботу Светлой седмицы.
И вот под праздничный колокольный звон начинает крестный ход. Он движется вокруг храма. Хор поёт пасхальные песнопения.
Четыре раза процессия останавливается у каждой стены храма, батюшка читает Евангелие о Воскресшем Спасителе, кропит всех участников крестного хода святой водой и весело кричит «Христос Воскресе!». «Воистину Воскресе!» — радостно откликаются прихожане. Как же замечательны эти светлые пасхальные дни!
Все выпуски программы Утро в прозе
10 мая. О ревности Христа по Богу
Во 2-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли».
Об изгнании Христом торгующих из Иерусалимского храма, - Епископ Бердянский и Приморский Феодор.