31 марта 1814 года русская армия во главе с императором Александром I триумфально вошла в Париж. Позади осталась тяжёлая Отечественная война 1812-го. Великая армия Наполеона была полностью разгромлена и выдворена за пределы России. Однако император Александр понимал: это лишь первый шаг к победе. Вряд ли Наполеон Бонапарт, который считал себя хозяином Европы, сможет смирится со своим поражением. Он выждет время, накопит силы, и снова нападёт. Другими словами, пока существует Наполеоновская Франция, над Россией дамокловым мечом будет нависать угроза. Вот почему русский император принял решение: идти до Парижа. В этой борьбе Александра поддержали и другие европейские державы — Великобритания, Австрия, Швеция, Пруссия. Европейский поход против Наполеона Бонапарта вошёл в историю как Война шестой коалиции. Но именно русским была отведена в ней главная роль.
18 марта 1814 года армия коалиции одержала победу в трудной кровопролитной битве под Парижем. Во главе союзных войск в столицу Франции триумфатором въехал Александр Первый. Парижане пребывали в ужасе. Ведь в газетах про русских писали такое! Как свидетельствует французский историк-русист Мари-Пьер Рэй, средства массовой информации называли победителей жестокими варварами, которые не пощадят никого и ничего. Распространялись гравюры, на которых казаки были изображены в виде уродливых чудовищ. Французская контрразведка предрекала, что вступление русской армии в Париж будет сопровождаться грабежами и пожарами.
Однако, подобное поведение было, скорее, в стиле наполеоновских войск. По крайней мере, именно так они вели себя на русской земле. Армия Бонапарта грабила дома, оскверняла храмы. Но Александр I отнюдь не собирался платить французам той же монетой. Въезжая в Париж, он сказал: «Не врагом вступаю я в стены ваши, несу вам мир...» Русские солдаты не жгли, не грабили, не разоряли. А казаки в реальности оказались совсем не похожи на свои устрашающие портреты. Писатель Виктор Гюго вспоминал, что они были вежливы и уважительны. По личному распоряжению русского императора, все французские пленные возвратились на родину. Домой вернулись отцы, мужья, сыновья. Французский философ, граф Константин Вольней писал: «Мечта сбылась: мы обрели свободу из рук этих иностранцев, которых нам старательно изображали людоедами». Франция действительно стала свободна: от власти Наполеона, от бесконечных войн во имя его личного могущества. Всё русское стало невероятно популярным. Даже парижские модницы не остались в стороне и щеголяли в головных уборах, напоминающих коко́шники.
10 апреля на парижской площади Согласия прошёл торжественный Пасхальный молебен. Вступление русских сил в город совпало со Страстной седмицей — неделей перед Светлым Христовым Воскресением. Для Александра Первого это совпадение было глубоко символичным. Ведь его милосердие к покорённым французам было не просто желанием победителя подчеркнуть свой авторитет и силу. Но и стремлением соблюсти Евангельскую заповедь о любви к врагам.
«От одного конца Парижа до другого раздавалось восклицание: да здравствует Александр! Да здравствуют русские! — произносимое миллионом голосов», — вспоминал участник похода, военный историк и писатель, граф Александр Михайловский-Данилевский. Русский император Александр Первый принёс Франции и всей Европе долгожданный мир.
Все выпуски программы Открываем историю
«Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим»
Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим, чтобы имел я с чем предстать пред ангелами живыми.
Без живота твоего не смогу я дышать воздухом, которым дышат ангелы, не смогу вкушать хлеб, который ангелы вкушают. И вновь буду изгнан за врата Царства небесного, пред которыми лежу ныне будто расслабленный.
Прельстил меня мир хлебом своим — и засыпал душу мою камнями. Прельстил меня рыбою — и наполнил сердце скорпионами. Прельстил меня светом и окутал разум.
Нет во мне ненависти к нищему, но возненавидел я мир, который будучи нищ богатсвом кичится. Нет во мне ненависти к скупцу, но ненавижу я мир, который будучи скупцом похваляется щедростью. И к безумному нет во мне ненависти, но возненавидел я мир, который, будучи безумным, выдает себя за мудреца. Нет ненависти к больному, но возненавидел я мир, который словно чахоточный больной отравляет воду здоровым намеренно.
Господи, ненавижу лжеца и притворщика — говоря о небе, закопал он в землю жизнь мою.
Был некогда богатый торговец, и умер, и разграбили соседи лавку его, и стояла она разграбленная, лишь список дорогих товаров и имя лавочника на двери напоминали о хозяине.
Таков и я, подобен лавке той, со стыдом сказал себе. Всё ещё ношу имя жизни, а вся жизнь моя соседями моими разграблена.
Сыне Божий, Сыне Живота, напитай жизнью прах мой.
Освободи от камней душу мою, и напитай её хлебом истинным. Очисти сердце моё от скорпионов и исполни Тобою. Изгони тьму из ума моего и наполни его светом небесным.
Ибо, не ожить мне, если оживёт одна душа моя, а сердце полным смертных желаний останется. И не воскреснуть мне во Царствии Твоём, Господи, если только сердце моё очистится, ум же во мраке останется.
Воистину, пока все три источника не очистятся и не станут прозрачными, не будет жизни во мне, ибо если один только очистится два других замутят его.
Если два очистятся, довольно будет третьего, чтобы замутить два. Каждый из трёх источников во мне — или отравитель или спаситель других.
Сыне Живота, напитай жизнью прах мой. В Тебе одном мудрость моя, ибо в Тебе не только разум божественный, но и девство и святость божественная. Ибо, не был бы Ты рождён от девства божественного и святости, не стал бы мудростью, но остался бы ограниченным земным знанием и опытом мирским.
Сыне Божий, Ты еси хлеб единственный питающий жизнь мою. Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственная вода живая, утоляющая жажду пустыни жизни моей.
Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственный воздух чистый, исцеляющий расслабленность жизни моей. Помилуй, Господи и спаси мя!
«14-е воскресенье по Пятидесятнице». о. Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мученицы Людмилы Чешской, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобной Ефросинии Суздальской, преподобного Илариона Оптинского, святителя Дмитрия Ростовского, пророка Ионы.
Все выпуски программы Седмица
«Детям о вере». Иеромонах Макарий (Маркиш)
У нас в гостях был председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).
Мы говорили о том, как передать детям уважение к вере и христианским ценностям.