Ближний Восток — регион уникальный, поскольку, несмотря на все военные и политические конфликты, продолжает оставаться землей со множеством библейских святынь. Здесь вы сможете найти места, являющиеся свидетелями событий, о которых рассказывается в Священном Писании и которые произошли несколько тысяч лет назад. Если вы вдруг надумаете посетить Иорданию, обязательно постройте свой маршрут так, чтобы побывать на горе Нево или Небо, находящуюся к востоку от Мертвого моря в семи километрах от города Мадаба. Нево место уникальное с библейской точки зрения. Согласно Священному Писанию вершина этой горы стала пристанищем для величайшего святого Ветхого Завета — пророка Моисея. Пророку Моисею Богом было поручено освободить еврейский народ от египетского рабства и привести в Землю Обетованную, регион, часть которого сегодня занимает государство Израиль. Путешествие евреев из Египта в Палестину продолжалось сорок лет. Таков был замысел Бога, чтобы в Землю обетованную пришли только те евреи, кто не помнил египетского плена и не был носителем рабского самосознания. Не суждено было войти в Палестину и пророку Моисею. Перед самой кончиной святого Бог повелел ему взойти на гору Нево и с ее вершины посмотреть на Землю Обетованную. После этого пророк Моисей умер, а его тело чудесным образом исчезло. В Библии, в послании апостола Иуды (не предателя, а другого — которого именовали Фаддеем) говорится, что за останки Моисея бились между собой Архангел Михаил и дьявол. Нет сомнений, что именно отсюда Моисей созерцал Палестину. Гора Нево представляет собой точку, позволяющую увидеть всю Святую землю. Если глядеть на запад, то можно в ясную погоду рассмотреть отсюда Вифлеем и Иерусалим.
С библейских времен к вершине горы Нево стремились люди, желавшие почувствовать святость этого места. В четвертом веке по Рождестве Христовом на Нево была построена маленькая церковь в честь пророка Моисея и в память о последних мгновениях его земной жизни. Со временем храм на вершине Нево был преобразован в монастырь. Из-за исламского нашествия к 16 веку обитель опустела и была полностью разрушена. Монашеская жизнь возобновилась здесь только в первой половине двадцатого века стараниями Католической Церкви. Именно ее священнослужители и ученые устроили на Нево археологические раскопки, в ходе которых были найдены остатки древних построек — благодаря этому удалось восстановить историю пребывания в на Нево православных монахов. Найденные объекты и новопостроенный храм в честь Архангела Михаила католики объединили в так называемый Мемориал Моисея — комплекс зданий на вершине горы. Надо сказать, что католики сегодня не только не препятствуют православным посещать вершину Нево, но выступили инициаторами учреждения в 1976 году совместного с Иерусалимской Православной церковью литургического фестиваля. Проводится он ежегодно 4 сентября. В этот день со всех концов Иордании, а также из иных стран сюда съезжаются православные и католические паломники. Православным священнослужителям предоставляется право отслужить Литургию в главном храме Мемориала Моисея — в течение года в нем по большей части служат католики. Для всех паломников устраивается экскурсия по главным объектам Мемориала. Особое внимание приехавших привлекает металлический крест с прикрепленным к нему медным змеем. Это библейский символ. При помощи медного змея пророк Моисей исцелял евреев от укусов змей во время их путешествия по пустыне. Кроме духовного и культурного удовлетворения паломники получают и вполне ощутимое подкрепление телесных сил. В день литургического фестиваля, после богослужения, всех приехавших на Нево обычно угощают чем-нибудь вкусным — например, традиционными восточными сладостями.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия
Певчие из Москвы. Наталья Сазонова
Я — из молодёжи девяностых. В то время многие мои ровесники приняли Крещение . Стали ходить в храм. Кто тайно, кто открыто. Мы объединялись и сплачивались вокруг Церкви. Восстанавливались храмы. Церковь нуждалась в кадрах.
Мои друзья поступали учиться в духовные школы. По окончании становились священнослужителями, певчими, иконописцами.
Тогда я считала, что возрождение Церкви — дело молодых. И как будто не замечала в храме старшее церковное поколение. Но однажды...
Мне позвонил друг — молодой священник. Рассказал, что месяц назад получил назначение на далёкий сельский приход. Приехал, говорит, на место, а на станции встречают: главный агроном бывшего колхоза и местные бабульки — вот и вся община. Пошли первым делом храм осмотреть. От увиденного опустились руки. Здание громадных размеров, полуразрушенное . В советское время в храме был кинотеатр.
Бабульки заверили: «Соберём народ, расчистим место для службы». И расчистили. Первую службу назначили на кануне воскресного дня, в субботу вечером. К службе тщательно готовились: алтарь обустроили, иконостас поставили, купили нужные церковные книги. Осталось певчих найти.
Батюшка знал, что моя сестра училась на дирижёра церковного хора и пела в храме. Поэтому и позвонил мне с просьбой — найти певчих.
Мы нашли еще двух человека и в вчетвером отправились на тот приход. Батюшка, встретил, привез в храм. Повел показать, где будем петь. Народ с разных деревень собрался.
храм полон. Люди расступаются, пропускают, шепчутся: «Певчие из Москвы приехали. Батюшка певчих-то из Москвы привёз!» Мы невольно ощущали нашу значимость в этой службе.
Встали за загородку для хора- клирос. Там уже две бабульки стояли. Одна чтец — Вера Николаевна, лет 70. Другая, певчая баба Анна, маленькая худенькая старушка с узенькими, почти закрытыми глазами.
Места для хора мало. Мы ноты разложили. Сами встали впереди, бабе Анне встать сзади предложили. Началась служба. Пели слаженно. И вдруг, выясняется, что у нас нет нужной книги, в которой текст молитв воскресной службы. Нам по ней петь, а её батюшкины помощники забыли принести из церковной сторожки. Поздно спохватились. А Вера Николаевна как будто не заметила нашего замешательства. Прочла нужный стих по своей книге и ждёт. Дальше мы петь должны, а мы молчим...
И вдруг голос бабы Анны; поет нужный текст. Все обернулись на бабу Анну. Голова ее была приподнята вверх, глаза закрыты, голосочек тоненький. Поет наизусть. Мы потом узнали, что бабушка Анна — почти слепая.
Когда она поняла, что поёт одна, смутилась, замолчала. Мы зашептали: «Пойте, пойте». Так баба Анна пела все нужные тексты наизусть, пока книгу не принесли. Я смотрела на неё с благоговением.
Какая величина духа и веры в этой маленькой старушке. Вот она — настоящая певчая! Певчая из далёкой глубинки. Она знала наизусть всю воскресную службу. Никакой недуг, никакая немощь не стёрли из её памяти слов молитвы. Она славила воскресшего Христа в своём сердце.
Мы не раз ещё приезжали к батюшке. Пели на службе. Баба Анна была непременно в храме, на клиросе. Становилась, по-своему смирению, сзади нас. Словно ангел-хранитель...
Умерла баба Анна в субботу вечером, под воскресный день.
Мы приехали с ней проститься.
Я смотрела на неё в последний раз и думала: возрождение Церкви- не только дело молодых. Это общее дело! Ведь сохранили её для нас вот такие бабы Анны! Сохранили своей верой!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение